Главная страница

Турция. Все включено

Часть 2: Аланья

Главная страница

Наши путешествия

Турция

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Конаклы
Сиде

Аланья
Сельджукская крепость
Морская прогулка

Анталья

Демре
Церковь Св. Николая
Ликийские гробницы
Чиралы /
Огни Химеры

Аспендос
Манавгат

Селевкия

 

К началу поездки

Итак, мы отвезли ребенка в гостиницу, на скорую руку перекусили в одном из ресторанчиков на территории отеля и продолжили нашу поездку.

Поехали в Аланью уже вдвоем. До нее от Конаклов 13 км все по той же D400. Эта дорога связывает города на средиземноморском побережье Турции: по две полосы в каждом направлении, между которыми широкий разделитель с пальмами. Собственные пальмы в Турции не растут, их специально завозят из Туниса (во всяком случае, так рассказывал нам гид по пути из аэропорта). Для поливки всего, произрастающего на разделительной полосе, смонтирована целая оросительная система. Однажды, переходя эту дорогу в районе Конаклов, мы застряли на середине и попали под душ: турецким водителям и в голову не приходит уступать дорогу пешеходам.

Желание же турецких дорожников устроить по две полосы на всем протяжении трассы было так велико, что их не остановила даже скала: для встречного потока в ней прорублен тоннель. Наш поток идет по дороге над самым морем.

Аланья

Аланья была основана в IV в. до н. э. Во времена Римской империи город стал базой средиземноморских пиратов. После наведения порядка на своих границах Марк Антоний подарил его Клеопатре, и теперь каждый выступ в скале пытается примерить на себя это пленительное имя.

Не заметив поворот на центр, мы проскочили всю Аланью насквозь. Развернулись и довольно долго катались по новым районам, пока, наконец, не увидели указатель на "Kale" (крепость).

Вся интересная часть Аланьи сосредоточена на мысу, глубоко выдающемся в море. Здесь и находится крепость, бесконечными лентами стен опоясывающая скалы. Она была построена сельджуками в XIII веке по приказу султана Аладдина Кейкубада I.

Поехали в гору. Чем выше забираемся, тем круче дорожки, тем уже улочки старого города.

Мечеть Сулеймание в старом городе.

В средние века все население города умещалось в пределах крепости. Сегодня здесь осталась только деревня Эхмедие: старинные деревянные дома, возле которых продают вышивку, всякие фигурки и прочие сувениры, много кафе и ресторанчиков.

Ворчун: Не сразу разобрался с указателями на одной из развилок, свернул было не туда, но вовремя остановился. Включение задней передачи на еще не освоенной машине осложнялось слишком большим ходом педали сцепления и приводило все к большему скатыванию. Места для маневра на узкой улочке старого города почти не оставалось. Разворачивался с применением ручника, поставив машину под каким-то немыслимым уклоном и креном. Устроил шоу для местной детворы.

Местные "горные" жители высоты не боятся вовсе. На въезде в крепость видели машину, припаркованную прямо над пропастью: на этом участке дороги никаких ограждений нет, так бесстрашный турок поставил свою тачку сантиметрах в 20 от края. Ух!

Сельджукская крепость

На вершине полуострова находится Ич-кале («Внутренняя крепость»). У нее статус музея, посему вход платный, цена взрослого билета 10 лир. Парковка у замка тоже стоит денег (2 лиры).

Время уже не туристическое, автобусы разъехались, в крепости совсем мало народу. Тишина нарушается лишь пронзительным стрекотом тысяч цикад, нашедших приют в разлапистых ветках итальянских сосен – пиний.

Руины византийской церкви.

Путеводитель рассказывает про сохранившиеся фрески, но сама церковь обнесена забором, и внутрь не попасть. Неясно также, как христианский храм оказался в самом центре турецкой цитадели. Впрочем, понятно, что не на пустом месте строили турки оборонительные укрепления.

Внутри замка интересного не так уж и много: кроме церкви, сохранилось несколько цистерн-водосборников, но со смотровых площадок открываются живописные виды.

Вид на старый город и новые районы Аланьи.

Пляжи Аланьи у подножья крепости.

"Балкон Клеопатры".

По одной версии, с него смотрела вдаль прекрасная Клеопатра. По другой, с этого выступа сбрасывали вниз приговоренных к смерти.

Действительно, посмотришь вниз – и оторопь берет. Наверное, не случайно в головах впечатлительных путешественников родилось несколько легенд про эту казнь.

По одной из них, приговоренных к смерти совсем не сбрасывали – они прыгали сами, якобы потому, что "султан обещал даровать жизнь тому, кто сможет допрыгнуть до моря". Ясное дело, подобная милость не могла быть претворена в жизнь. Да и я бы, признаться, посмотрев с этого "балкона" вниз, не стал бы прыгать добровольно – пусть попробуют сбросить!

Очевидно, признав абсурдность этой версии, хитрые гиды предложили иную – милость будет дарована тому, кто добросит до моря камень. Ну ладно, пусть хотя бы раз из трех попыток. Видимо, султан был редкостным самодуром – приговаривал к смерти просто так – и просто так отпускал. Какой, скажите, смысл в трех этих бросках? Ни зрелища, ни кайфа. И зачем отпускать преступника, пусть бы даже и выдающегося камнемета? В общем, очередная не очень изобретательная байка в устах болтливых экскурсоводов.

Прогулка по цитадели занимает не больше часа, и то с обстоятельным фотографированием каждой живописности. Правда, турфирмы дают на нее и того меньше времени. Например, представитель нашего туроператора смог предложить примерно такую экскурсию: 30 минут на крепость, 1 час на магазин ковров, 1 час на магазин кожи, 1 час на рыбный ресторан. Экскурсия по магазинам – вот каково настоящее название такой поездки!

Сам дурак!

Дурак – по-турецки остановка. Поэтому знак "Стоп" называется иначе, но означает то же самое: проезд без остановки запрещен. Очень популярный знак, который, как ни странно, соблюдается.

Морская прогулка

Вообще, на морскую прогулку мы отправились через несколько дней. Поездка была абсолютно аналогичной: после обеда взяли на прокат автомобиль (нам снова попался Hyunday Getz, на этот раз красного цвета) и поехали из Конаклов в Аланью все по той же дороге. Поэтому я позволю себе отступиться от хронологического повествования и объединить обе поездки в Аланью под одной темой.

Итак, мы решили поплавать на яхте.

О стоимости аренды катера мы узнали еще во время прошлой прогулки – 20 евро в час. За лодку целиком. В агентстве были объявлены другие цены: 40 долларов за взрослого, 30 за ребенка (всего 40*3 + 30 = 150 долларов или 100 евро). Правда, за полдня и с питанием. Но зачем, скажите, я буду тратить полдня на то, что можно посмотреть и за час? А обеды у нас и так оплачены.

В нашем варианте (прокат машины, бензин, парковка и аренда лодки) стоимость составила 60 евро. Еще большей экономии можно достичь, если ехать в Аланию на маршрутке-долмуше. Правда, старший сын не очень-то и хотел ехать с нами, а в такой ситуации заставлять его ждать долмуш на солнцепеке было бы смерти подобно. Кроме того, мы планировали также проехаться по турецким магазинам.

Итак, въехали в город, припарковались у Кызыл-Куле. Подскочил бодрый парковщик, заработал 3 лиры.

Красная башня (Кызыл-куле) была построена для защиты порта от нападений с суши. Сейчас в ней расположен Этнографический музей. В музей мы не пошли, пошли к лодкам.

Кооператив лодочников.

Из беседки, где члены кооператива укрылись от послеполуденного зноя, выскочил дядька, написал ручкой на бумажке "35 YTL". 35 лир за часовую прогулку. Делю на 2, протягиваю 20 евро, тот дает сдачу 2 евро. Итого 18 евро, даже дешевле, чем мы планировали.

Обходим мол, впереди судоверфь (терсане). После завершения ее строительства султан Аладдин Кейкубат, до этого строивший корабли в Синопской бухте на Черном море, получил титул «султана двух морей»: это было первой верфью сельджуков на Средиземном море.

В доках видим уединившиеся парочки – сюда можно попасть либо на лодке, либо пройдя по берегу от Красной башни.

Только вышли из бухты, сразу почувствовали волну: утлая рыбацкая лодка так сильно подскакивает, что нас чуть за борт не выкидывает! Аттракцион, вашу мать!

Ворчун: Очередной вал подбросил наш баркас, и я судорожно вцепился в поручни. Жена протягивает мне фотоаппарат – кончилась флешка. Надо поменять, а поручни не отпустить – страшно! Сползаю на пол, меняю флешку. Ко мне поползает испуганная дочь… Сидим на днище, а лодочник посмеивается – это ничаво!

И тогда я взял мужика за плечо, тихо ему сказал: «Я убью тебя лодочник! Что ж ты не смазал уключину маслом?» – А он все скрипел и вот так улыбался.

Выйду на крышу, смотрю на Аврору
И вспоминаю ту дальнюю пору,
Когда еще молод, с гранатой в руке,
В предательской лодке я плыл по реке.
И чисто по привычке я тогда кричу:
«Я убью тебя лодочник!»

Проф. Лебединский

"Скалы, мой приют..."

Волна сбивает суденышко к скалам, и молюсь, чтобы турок хорошо знал фарватер – из воды видны рифы. Зачем, зачем я сел в эту лодку?

Наш баркас сбавляет ход, и турок кричит что-то: сквозь шум мотора слышно слово "Корсар". Понятно, первая достопримечательность нашей экскурсии, "Пиратская" пещера. Понятное дело, именно здесь, в холоде и сырости, пираты и обретались. И невдомек было им, бедным, на скалу подняться.

Впрочем, еще в античности в городе Коракесион, находившемся на месте Аланьи, обосновались киликийские пираты. Поэтому пиратским здесь можно смело называть все, что заблагорассудится.

А вот и пиратский фрегат. Осадка у него явно позволяет не прыгать по волнам. Именно на таких корабликах и возят туристов на экскурсионную программу "Прогулка на яхте": безумные аниматоры, мыльно-пенная вечеринка, купание в море, а также еда. Еда! как много в этом слове для сердца русского слилось! В общем, понятно – ни тебе качки, ни экстрима. Скучно, наверное...

Следующая достопримечательность – пещера Влюбленных. Говорят, в 1960-х годах какой-то немец со своей подругой скрывался здесь несколько месяцев от полиции. Интересно, чем дело кончилось? Наверное, как похолодало, так и кончилась романтика: "И что, из-за какой-то паршивый 15 лет я буду это терпеть?.." Скорее всего, так и было, иначе мы бы ни про немца, ни про его подругу никогда ничего не узнали бы.

А сейчас из пещеры Влюбленных (от нее до воды метров десять) народ под предводительством пиратов-аниматоров прыгает в море. Бесстрашные люди! Сами мы, впрочем, этого шоу не видели, но в Интернете тому полно свидетельств...

Наш капитан взял курс на скалу – и уткнулся носом лодки прямо в пещеру. Опытный судоводитель, однако!

Это была Фосфорная пещера, названная так из-за интересного эффекта освещения.

Вода в ней, действительно, имеет необыкновенно глубокий цвет. А связано ли это с наличием в пещере фосфора или просто игра света, осталось для нас загадкой.

Пофотографировав голубые воды, направились дальше. Обогнули выдающийся глубоко в море мыс. За ним находится пляж Клеопатры. Видимо, где-то под ее балконом, то есть там, куда сбрасывали приговоренных к смерти.

Признайтесь, что никакие силы не заставили бы вас спрыгнуть вот оттуда! Впрочем, обещая отпустить удачливого прыгуна, султан дарил обреченному главное – надежду.

Пляж был забит экскурсантами с "пиратских" фрегатов. Хотя он, конечно, намного пустыннее пляжа у отеля, купаться мы не планировали с самого начала. Поплыли обратно.

Последняя достопримечательность – руины «монетного двора». Лодочник показал на них, потер большим и указательным пальцами, изображая деньги, а потом резко ударил нижней частью кулака по ладони. Доходчиво, правда?

На самом деле, деньги здесь никогда не делали, эти руины остались от византийского монастыря XI века. Говорят, что из Ичкале к ним ведут вырезанные в скалах ступеньки. Попасть же сюда с моря практически невозможно.

Вид на мыс, где находится "монетный двор", с "балкона Клеопатры".

Приближаясь к гавани, наш капитан вдруг резко выбросил вперед руку, призывая посмотреть в воду. Действительно, там виднелось что-то темное. "Каретта-Каретта," – сказал турок. Да, это была морская черепаха. Она на мгновение высунула голову, но, испуганная шумом моторки, тотчас ушла под воду.

Потом нам попалось еще несколько черепах – наметанный глаз турка безошибочно вычислял их в голубой воде бухты. Но близко они нас так и не подпустили, поэтому фотографировать приходилось с большим приближением, что на качающейся лодке никак не способствовало получению внятного снимка.

В Средиземном море регулярно наблюдаются три из семи живущих сегодня видов морских черепах. Наиболее распространенная – Каретта-Каретта. Их основные места размножения находятся на пляжах юго-восточного побережья Турции. Этим черепахам грозит исчезновение: они долгое время считались деликатесом не только на Востоке, но и в европейских странах.

Эти морские пресмыкающиеся живут на Земле уже 95 миллионов лет. Взрослые черепахи достигают в длину до полутора метров, их вес составляет 70–90 кг. Питаются, в основном, растительной пищей. Живут колониями. Средний срок жизни не превышает 70 лет.

Каретта-Каретта откладывает яйца только один раз в два-три года, с мая по июль. Черепахи выходят на песок и, используя задние лапы, роют несколько ямок, потом, выбрав, на их взгляд, самую подходящую, откладывают туда яйца. Одна черепаха может выкопать до 80–100 ямок, однако все свои яйца она отложит только в одну. Процесс откладывания яиц длится часами, и специалисты говорят, что черепаха-самка положительных эмоций при этом отнюдь не испытывает.

С июля по сентябрь начинают появляться маленькие черепашки. Детеныши, вылупившиеся в положенный день, выбираются из ямки и, ориентируясь по луне, влекомые инстинктом, направляются к морю. В это время запрещено разжигать костры или зажигать свет – это может сбить детенышей с правильного пути. Черепашатам следует успеть добраться до воды, пока не рассвело и не наступила жара. Опоздавших уничтожают жаркие лучи солнца или хищные птицы. Конечно, даже оказавшись в море, детеныши не могут считаться в полной безопасности. Не достигнув определенных размеров, они служат лакомой пищей для рыб.

Взрослых особей инстинкт вновь приводит в то место, где они появились на свет. Вылупившись в одном месте, они возвращаются туда уже для того, чтобы дать жизнь новому поколению.

Вечер потратили на прогулку по улочкам вдоль порта. Аланья понравилась.

 

Продолжение: Анталья

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше