Главная страница

Турция. Все включено

Часть 5: Аспендос и Манавгат

Главная страница

Наши путешествия

Турция

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Конаклы
Сиде

Аланья
Сельджукская крепость
Морская прогулка

Анталья

Демре
Церковь Св. Николая
Ликийские гробницы
Чиралы /
Огни Химеры

Аспендос
Манавгат

Селевкия

 

К началу поездки

Аспендос

Разумеется, после ночных бдений среди огней Химеры какое-то время мы отлеживались на пляже. Но недолго – дни отпуска приближались к концу, а вокруг так много интересного! Решили выехать пораньше, чтобы посмотреть побольше.

Нас уже ждал заказанный днем ранее прокатный автомобиль. На этот раз нам досталось "Рено Символ" – турецкие "Жигули", честное слово! Кстати, мужик-прокатчик поинтересовался, не хотим ли мы взять джип (популярный в Турции "Исудзу Трупер"), но я отказался. И, забегая вперед скажу, что зря!

Попытались стартовать сразу после завтрака, но то ли завтрак был долгим, то ли собраться быстро не могли. Отправились в путь лишь в 10 утра. В планах был амфитеатр в Аспендосе, водопад в Манавгате и что-нибудь еще на закуску.

Амфитеатром в Аспендосе соблазнил путеводитель: дескать, лучший по сохранности во всей Малой Азии. Соблазнились, взяли с собой детей. Снова из Конаклов поехали в сторону Антальи. Через 80 км свернули направо по указателю на Аспендос и вскоре уперлись в обширную парковку перед стенами древнего сооружения.

За билетами приличная очередь. Рядом, в киосках с минералкой/сувенирами тоже продают билеты, но только за валюту, причем по очень наглому курсу. Лирами получается существенно дешевле. Стоим в очереди. На кассе продают "Музейные карты" – неограниченное число музеев всего-то за 20 лир (при том, что стандартный вход в музей – 10 лир). Чувствую себя лохом – что ж мы раньше их не купили? Столько бы денег сэкономили! Кассирша объяснила, что карты эти – только для турецких резидентов. Как приятно не чувствовать себя лохом!

Проходим внутрь.

Театр был построен уроженцем Аспендоса архитектором Зеноном в 155 г. н.э. Позже сельджуки использовали его как караван-сарай, а один султан даже разместил здесь свой дворец (видимо, был поклонником Мельпомены).

Если встать в орхестре (в самом низу, перед первыми рядами зрительских сидений) и негромко сказать что-нибудь, то произнесенное будет хорошо слышно на самых верхних рядах. Эта изумительная акустика породила легенду:

У местного царя была красавица-дочь по имени Белкис, и обещал он отдать ее в жены тому, кто построит настолько шикарную достопримечательность, что и через тысячи лет город останется таким же популярным у туристов. Нашлись двое, пожелавших увековечить свои имена: один решил построить акведук, второй – театр. Строители спешили – никому не хотелось иметь в женах старую деву, и обе постройки были завершены одновременно.

Довольный царь Аспендоса отправился на приемку построек и начал с акведука, объекта стратегического. Сооружение понравилось, и царь уже сделал свой выбор... Но любопытство взяло верх – он пошел все же посмотреть и на амфитеатр. И только взобрался на самый верхний ряд, как услышал слова: «Белкис будет моей женой!» (Здесь, очевидно, должен был быть дьявольский хохот, но легенда об этом умалчивает). Царь огляделся, но рядом никого не было. Лишь в самом низу, на сцене, стоял архитектор Зенон (и адски хохотал). Здесь несладко пришлось правителю: акведук был весьма пользительным, но и акустика театра казалась пределом совершенства... А этот дьявольский хохот сводил царя с ума! Выхода не было… И царь принял дьявольски соломоново решение: разрубить дочку пополам и отдать каждому строителю по половине! Зенон сразу же перестал ржать... за что и получил царевну в жены целиком, т.е. в полном объеме.

Пока солнечные лучи не расплавили ваш мозг, попытайтесь перенестись во времени на пару тысяч лет назад.

Присядьте на нагретые солнцем камни и представьте: вы – зритель, пришедший на спектакль античного драматурга. Вокруг много народа и, поскольку ваше сидение является так же опорой для ног сидящих сзади, это доставляет некоторое неудобство. Но пока не началось театральное действо, вы проверяете, не забыли ли дома запасы еды и питья: представление будет долгим, скорее всего, на весь день. И вот – началось! Комедия поставлена замечательно; вокруг – вздохи и всхлипывания: игра актеров-трагиков заставила расчувствоваться и прослезиться зрителей.

Или же другая ситуация: сначала недовольный шепот, переходящий в гул, а потом, устав от происходящего неинтересного действия и унылой игры актеров, вы уже тянетесь к припасенной (это правило обязательно!) пригоршне камней: этим бездарям на сцене надо показать, где их место! Спектакль под шум зрителей прекращается, даже не достигнув и середины, а горе-актеры вынуждены, избегая града камней, бежать куда глаза глядят...

Вволю нафотографировавшись, решили осмотреть руины древнего Аспендоса.

Пошли в обход амфитеатра по указателю на акрополь…

Под руку подвернулся проводник. Он говорил только по-турецки (и знал несколько слов по-немецки), однако отменно владел жестикуляцией. Все непонятные слова были переведены на язык пантомимы – и все становилось на свои места.

Ну, а такие греческие слова, как агора, акрополь, базилика, акведук, стадиум, мы и так знали.

Агора – рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (то же, что у римлян – форум).
Акрополь – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города.
Базилика – большое общественное здание особенного типа, возводившееся в центре древнеримских городов, как правило, рядом с форумом для проведения судебных разбирательств и заключения торговых сделок.
Нимфеум, нимфей – небольшое святилище, посвященное водным нимфам, обычно сооружалось у источника воды или водоема.
Одеон – здание для проведения певческих и музыкальных состязаний, концертный зал.

"Стадиум капут!" – сказал наш проводник.

Действительно, стадион деградировал настолько, что нужно было обладать богатым воображением, чтобы представить себе что-то спортивное. "Наверное, я лишен чувства прекрасного," – со скукой глядя на унылый пейзаж, сказал наш скептически настроенный сын.

Нимфей над городским фонтаном.

ASPENDOS (историческая справка):

Согласно легенде, город был основан аргонавтами. Во избежание набегов с моря его построили на некотором удалении от побережья. Аспендос входил в состав Ликии, Персии, Афинского морского союза. В 333 г. до н. э. вошел в империю Александра Македонского. Затем город был под властью селевкидов, Пергама, и, наконец, со II в. до н. э. — римлян. Именно в этот период он достиг своего наивысшего расцвета, войдя в число трех крупнейших городов Памфилии. Мягкий климат и удобное местоположение способствовали быстрому развитию города и превращению его в один из крупнейших торговых центров. На берегах реки Эвремедон был создан порт, а в окрестностях разбили оливковые сады и виноградники. Скакуны Аспендоса были лучшими во всем античном мире. Город чеканил свою собственную серебряную монету.

Во времена византийские наступил упадок, чему немало способствовали арабские набеги. В начале XIII в. Аспендос был завоеван сельджуками и в последующем прекратил своё существование.

Тот самый акведук – конкурент амфитеатра.

Дети разнылись: безжизненные руины, расплавленные солнцем, последний глоток воды, неразумно выпитый старшим... Младшая расплакалась... Пришлось везти их в гостиницу. В итоге это вылилось в лишний пробег, лишний бензин и потерянное время. Обидно!

Отблагодарили проводника тремя долларами. Он предложил (не знаю уж, как мы его поняли) купить нам воды "по госцене" – продавцы в киосках ломят цену в тридорога, ему же, как местному жителю, продают по 0,5 лиры за бутыль. Отпоили детей, поехали в отель.

По дороге притормозили у Арены "Глория".

Еще в 1920-х годах правительство Турции решило использовать прекрасно сохранившийся древний амфитеатр Аспендоса по прямому назначению: как сцену для всяческих театральных действий. И эта информация до сих пор преподносится в некоторых путеводителях как актуальная. На самом деле, это не так – установив, что подобные мероприятия наносят памятнику ущерб, представления в амфитеатре несколько лет назад проводить перестали. А для всяческих шоу рядом построили Арену "Глория", в чистом виде новодел.

Реклама танцевального шоу "Огни Анатолии", проводимого в Gloria Aspendos Arena.

И еще: некоторые турфирмы предлагают совмещать Сиде с Аспендосом. Я бы так не советовал – амфитеатры весьма похожи, но Сиде выглядит намного вкуснее. Живее, что ли…

Руины Аспендоса – безжизненны.

Отвезли детей в гостиницу, пообедали на скорую руку, вернулись к прерванному осмотру.

Пока едем, рассматриваем турецкий автопарк.

Преобладают "Рено" и "Фиаты", у которых, видимо, есть местное сборочное производство. Фиаты сохранились в таком почтенном возрасте, что их легко принять за "Жигули": именно эта модель и была прообразом нашей "копейки". Правда, последний ФИАТ-124 сошел с конвейера намного раньше вазовской "классики".

Справка из Википедии:
Fiat-124 производился под названием Murat-124 на заводе Tofas в г. Бурса (Турция). В 1971-1994 гг. было выпущено 134'867 автомобилей.

Есть немного "Фольксвагенов" – заметили, что "Транспортеры" и "Мультиваны" имеют какой-то особый статус "бизнес-класса", носятся весьма по-хамски. Совсем немного корейских машин и почти нет японцев, за исключением разве что "Исудзу" (видимо, в Турции собирают машины этой марки): это небольшие грузовички-полуторки и весьма распространенные как бы "джипы" "Изудзу Трупер".

И, разумеется, присутствует двухколесный транспорт во всем своем разнообразии.

Знакомые логотипы "Лукойла" на заправках.

Манавгат

Недалеко от Апесндоса – город Манавгат. Не самое интересное место для туриста, но рядом с ним – одноименный водопад.

Идем по знакам на Manavgat Selalesi.

Вход платный (2,5 лиры). Лиры у нас кончились, но разве это проблема в Турции? 5 лир смело округляют до 4 долларов. Лихо!

Курс: 1 USD = 1,5 YTL

Проходим через рамки металлодетектора – говорят, несколько лет назад здесь учинили терракт. Действительно, помимо сборщиков податей есть и вооруженная полиция.

Место облюбовано преимущественно турками, но есть предупреждения и на иностранных языках.

Река Манавгат проходит по восточным склонам Таврских гор в 76 км от Антальи, потом образует небольшой порог, а после этого впадает в Средиземное море. Этот-то порог и называется водопадом.

Впрочем, есть и такое мнение: "Это не природный водопад, эту ступень делали для каких-то гидротехнических целей, но то ли что-то не сложилось, то ли уже не понадобилось, решили устроить туристическую достопримечательность".

Около водопада турчанки жарят блины, видимо, для развлечения туриков. За свое фото требуют лиру. Местная валюта кончилась, доллара было жалко, фотографировать не стал. Наверное, зря – очень колоритно!

В водопаде можно омыть свои сапоги.
Местным жителям этот обычай, судя по всему, неведом, все предпочитают разуваться.

Вода, сцуко, ледяная!

Путеводители утверждают, что "сидя в кафе на Манавгате, можно омывать ноги в воде". Интересно, авторы пробовали так делать? Ничего не отморозили?

* * *

Что ж, культурная программа подходила к своему логическому завершению. Впрочем, осталось еще одно местечко, которое мы непременно хотели посетить перед отъездом. На "закуску".

 

Продолжение: Селевкия

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше