Автопутешествие за УралЧасть 7: Екатеринбург |
|
В следующей части: |
Пятница, 5 августа. ЕкатеринбургНакануне мы приехали, как всегда, сильно вечером (по местному времени). Но смутить поздним заселением никого не удалось – квартирка арендована у агентства, и все общение с ними происходит удаленно: ключ находится в секретном месте, а код от него говорят по телефону. Немного напоминает квест! Проживание оплачиваем через интернет по кредитке, так же квартиру и сдаем – все виртуально, ничего лишнего: ни представителей агентства, ни хозяев – и слава богу! Лучшие владельцы апартаментов те, с которым общаешься как можно реже. В конце концов, у нас семейный отдых, а не этнографическая экспедиция. Апартаменты "Этажи" Новостройки в южной части города Booking.comАпартаменты, представляющие собой двухкомнатную квартиру, вполне приличные – есть все, что нужно (кроме, пожалуй, кондиционеров – без них душно, а в открытые окна в шесть утра начинают трезвонить трамваи, шумно, несмотря на 25-й этаж). Сложилось впечатление, что хозяева взяли ипотеку, начали делать ремонт, а потом резко передумали и стали сдавать квартиру в посуточную аренду. Да, с заявленной на сайте парковкой не все гладко – под шлагбаум приезжих не пускают, а на гостевой и без нас битком... Приткнуть машину удалось только в приличном отдалении: Екатеринбург не миновала беда всех российских новостроек – мест под парковку категорически не хватает! Екатеринбург День в Екатеринбурге предстоял насыщенный, поэтому вышли из наших апартаментов довольно рано (привет сварливым "жаворонкам"!). По городу решили ездить на машине – впереди большая культурная программа, и при всей любви к пешеходным прогулкам можем никуда не успеть. Почему-то начинаем знакомство со столицей Урала с дома сказочника Бажова: именно его мы выбрали среди уральских писателей, которым посвящен так называемый "объединенный музей" (это Мамин-Сибиряк и Решетников). А как же иначе: хозяйка-"доминантка" Медной горы, уральские самоцветы Дом-музей П.П. Бажова Деревянный домик затерялся среди современных гигантов разной степени убожества. Хотя насмотрелись мы на российские города, застроенные деревяшкой. Удручающее зрелище! Поднявшись по трём скрипучим ступенькам, дёргаем за ручку двери. Закрыто. Судя по указанным часам работы, музей должен работать. Звоним в обнаруженный у косяка звонок. Ура! Нас услышали и не прогнали, а пригласили войти и выказали всяческие любезности. Что мы знаем об уральском сказителе Бажове? Практически ничего. С детства помнятся буквально тактильные ощущения от загадочной "Малахитовой шкатулки", восхищенный ужас от волшебного фильма "Каменный цветок", мультики про Серебряное копытце и Огневушку-поскакушку, а еще зловещее "Ну что, не выходит каменный цветок, Данила-мастер?"...
Павел Петрович Бажов не подвёл и не разочаровал. Дом, в котором нам довелось оказаться, писатель построил сам в начале прошлого века. Здесь написаны буквально все известные нам с детства сказы. Всё сохранилось так, как было при хозяевах этого уютного и гостеприимного жилища. Кто тут только не бывал! Симонов, Барто, Шагинян, Гладков, Кассиль, Сурков, Полевой... Смотрительница с нескрываемым удовольствием дополнила, чем могла, весьма толковую экскурсию на аудиогиде. Покидали мы дом Бажова с приятным ощущением не зря потраченного утра. К слову, дочь Бажова Ариадна была замужем за Тимуром Гайдаром, а их сын Егор исполнял обязанности Председателя Правительства России в 1992 году... Сам он женился на дочери писателя Аркадия Стругацкого, что давало острякам повод называть его "внуком сказочника и зятем фантаста". Но об этой эпохе – чуть позже. А.Н. Оберюхтин – Малахитовая шкатулка (1949) Музей изобразительных искусств стал сегодня вторым из посещенных в славном городе Екатеринбурге. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Расположен он в двух зданиях, но, к счастью, одно из них пока закрыто на ремонт. Отправляемся в то, что на Плотинке. Как говорится, центральную часть экспозиции занимает Каслинский чугунный павильон, по краям которого размещены образцы Каслинского же чугунного литья. И то, и другое впечатляет, хочется рассматривать и т.п. Каслинский чугунный павильон.
Скульптура "Россия" при входе в павильон. Одно расстроило, а, вернее, два. Во-первых, павильон – новодельный. Ну хорошо, восстановленный. А во-вторых, аудиоэкскурсия (особенно в сравнении с недавно услышанной в музее Бажова) оставляет желать... Идея начитать её текст известными людьми, пожалуй симпатична, но, видно, не все они усердно посещали уроки чтения в началке. Поэтому вместо того, чтобы воспринимать информацию, хотелось в конце каждого фрагмента то и дело произносить: "Садись – два. Дома не читал!" И даже артисты шоу "Уральские пельмени", затесавшиеся между прочими чтецами, не вытянули ситуацию. Семейство Фавна. Русская живопись XVIII – начала XX вв. Алексей Корзухин «Кузница» Обычно наш глаз отдыхает на живописи. Но и тут трудно сдержать разочарование. Довольно много авторских повторов известных работ: "Княжна Тараканова", "Витязь на распутье" и др. Правда, есть и любопытные экземпляры. Петр Заболотский «Девушка с папиросой». 1850-е Максим Иванович Зязин «Богомаз». 1872 Камнерезное и ювелирное искусство Урала XVIII–XX вв. Любопытной показалась коллекция ювелирного и камнерезного искусства Урала. Пожалуй, именно за этим и следует приходить в данный музей. Есть несколько изделий, вырезанных из кости мамонта, но, наш взгляд, в Тобольске, о котором речь впереди, этого добра побольше будет. Чаша. Малахит, бронза, Россия, начало XIX в. В.Я. Бакулин. Ваза "Пробуждение", 1981, оникс Выставка "В память о прошлом на будущее" В годы ленинградской блокады тогда Свердловская картинная галерея приютила в своём здании шедевры Эрмитажа. Старший брат в долгу не остался – подарил кое-что из запасников. Однако дареному коню в зубы не смотрят. Даже как-то неловко за родной Петербург. Впрочем, щедрость эрмитажных сотрудников не осталась безнаказанной: на одной из картин, переданных Екатеринбургу как копия Йорданса, совсем недавно обнаружили его собственноручную подпись. Теперь Музей изобразительных искусств по праву гордится этой находкой! Якоб Йорданс (1593–1678) «Мелеагр и Аталанта»
Автограф с удовольствием и нескрываемой гордостью показывают неравнодушные служительницы! Выставка "Россия. XX век в фотографиях: 1918–1940"
Виктор Булла. В пионерском лагере. 1937 Двойственное ощущение было немного скомпенсировано интереснейшей выставкой фотографий России начала XX века. Впрочем, она уже некоторое время кочует по стране, и особой заслуги Екатеринбурга здесь нет. Покидаем музей со смешанными чувствами. Или мы уже проголодались... Фабрика-кухня (бывшее кафе "Уральские пельмени") В этом ресторанчике бессменному драйверу нашего забега как-то довелось отведать знаменитые уральские пельмени во время одной из командировок, и теперь он надеется накормить своих спутниц аутентичной кухней. По счастью, "Фабрика-кухня" не подвела, а дурацкое название объясняется нынешней модой на все (все ли?) советское – ресторан находится в полукруглом конструктивистском здании, построенном в 1920-е именно как фабрика-кухня. Там вообще целый квартал для фанатов этого скучного стиля (если, конечно, название "Чекистский городок" не испугает). А пельмени... ну что пельмени! Пельмени как пельмени, и не просите меня дать вам попробовать! Фишкой трапезы стали вареники с добавленной в тесто черемухой и начинкой из яблока с корицей. М-м-м-м! Как мы теперь будем без этого жить? Суровые уральские мужики в дамской комнате. После сытного обеда отправились в Ельцин-центр. Судя по отзывам в ТрипАдвайзоре, это один из лучших музеев России. Захотелось проверить. Ельцин-центр (Президентский центр Б.Н. Ельцина) Сразу оговоримся: политики здесь не будет. Хотя трудно её обойти, когда речь идёт о первом президенте страны. Скажем лишь пару слов о том времени и о себе. В 1993 году мы поженились, в 1995-м родился наш первенец, в середине 90-х окончили наши университеты и устроились каждый на свою первую работу, вспоминаемую до сих пор как первую любовь. Первые поездки за границу тоже тогда. И надежды, надежды, надежды... Отправляясь в музей, посвящённый Борису Ельцину, мы окунулись в ностальгию. Экспозиция этому способствует. Каждый здесь увидит то, что захочет увидеть. Мы увидели нашу безмятежную юность, колоссальное ощущение свободы, желание двигаться вперёд. Как же мы умудрились все потерять... Музей, действительно, впечатляет. Представлены документы, артефакты эпохи, видео- и аудиоматериалы – ходи, анализируй, делай свои выводы – никто ничего не навязывает. Да, приятный бонус – бесплатный вход для членов союза журналистов. Лимузин Бориса Николаевича. Московский троллейбус № 1. Как и тогда, маршрут проходит через центр города. Пустые полки магазинов. Яркие приметы изобилия 1990-х. Видеопрокат. Ностальгическое отступление Ворчуна: У моего бессменного штурмана еще в конце 1980-х дома появился видеомагнитофон – невозможная штука для советского человека. В начале 1990-х пышным цветом расцветал видеопрокат. Мы традиционно брали там видеокассету на сутки и умудрялись за один вечер отсматривать по два фильма (напоминаю подрастающему поколению, что
именно столько влезало на одну кассету 180 минут – зритель не избалован был тогда эпопеями Питера Джексона по 2 часа и более). Программа "Куклы". Макет кабинета Ельцина, из которого зимой 1999-го прозвучало знаменитое "Я устал и ухожу". * * * Финальным аккордом сегодняшнего дня должно было стать посещение трагического для истории нашей страны места – Храма-на-крови. Вид на собор от Ельцин-центра. Храм-на-крови Храм-на-крови был построен в 2000–2003 гг. на месте, где когда-то стоял дом инженера Ипатьева, в котором прошли последние дни гражданина России Николая Романова и членов его семьи. В ночь с 16 июля на 17 июля 1918 года здесь была расстреляна семья и свита последнего российского императора. Дом инженера Ипатьева, Фотография подвала дома Ипатьева, где произошло преступление. Крест в память о царской семье высоком крыльце храма. Крестный ход.
Еще почитать: Екатеринбург. Фотопрогулка.
|
|