Содержание

Италия. Тоскана

Часть 1: Флоренция

 

Флоренция
Порчеллино
Площадь Синьории –
Лоджия Ланци

Галерея Уффици
Базилика Санта-Кроче
Санта-Мария-дель-Фьоре
Купол Брунеллески
Старый мост
Палаццо Питти
Сады Боболи
Площадь Микеланджело

Сиена

Прато
Пистойя
Лидо-ди-Камайоре

Мраморные карьеры
Каррары

Ливорно
Аквариум
Старая крепость
Дом-музей Модильяни

 

Июль 2014 г.

Маршрут: Москва – (самолетом через Ригу) – Фьюмичино – Флоренция* – Прато – Пистойя – Лидо-ди-Камайоре* – Гроссето – Фьюмичино* – (самолетом через Ригу) – Москва

(Звездочкой отмечены места ночевок)

Радиальные поездки:
– из Флоренции: Сиена;
– из Лидо-ди-Камайоре: Каррара, Пиза, Лукка, Ливорно, Винчи, Монсуммано-Терме, Генуя;
– из Фьюмичино: Тиволи, Остия Антика, Рим.

Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дочь Ворчуна (14 лет)

Транспорт: такси, самолет, автомобиль Пежо-2008 (прокатный) и метро в Риме.

Продолжительность: 15 дней

Москва

Ура, отпуск! Впрочем, поспать не удастся: вылет из Шереметьево назначен на 12:45 в субботу. В Химках – утренний стояк. Такси заказываем на 9:00, за 4 часа до вылета. Нам достался водитель с ощутимым перегаром. Давно уже так не волновался при виде ГАИ!

На подъезде к Химкам немного потолкались, но в аэропорт все равно приехали слишком рано. Стоим на регистрацию вроде как в очереди, но вместе с нами – бараны: как только стойка открывается, они ломятся к ней первыми, сметая все на своем пути. Давно уже обратили внимание на поведение соотечественников в общественных местах: ни стоять в очереди, ни убирать за собой посуду в ресторанных двориках они не умеют. Что ж, отдохнем от них пару недель.

При регистрации дама воинственного вида пытается отправить нас на доплату за перевес багажа. Впрочем, когда мы покорно соглашаемся, оказывается, можно сдать багаж и так... Что это было? Неужели (не-)удовлетворенное желание показать власть?

Air Baltic, рейс ВT-425: Москва (Шереметьево) – Рига
Вылет: 12:45 Прилет: 13:30 В пути: 01:45
Ожидание между рейсами – 01:35

Вылет задерживают, заставляя нервничать – успеем ли мы на пересадку? Пилоты – молодцы! – отставание нагнали.

Рига

В рижском аэропорту странные телетрапы – вроде как самолет подают к «присоске», которая имеет выход… на летное поле, и потом все равно надо садиться в автобус.

Идем по указателям «транзит». Латышский пограничник желает видеть обратные билеты. Показываем. Нас пропускают. Долго ищем табло с гейтом, оно незаметно висит в углу, без помощи местных не найти.

Наконец, летим в Рим. Едим заказанную еду, коротаем время.

Air Baltic, рейс BT-633: Рига – Рим (Фьюмичино)
Вылет: 15:05 Прилет: 17:10 В пути: 03:05

Фьюмичино

Прилетели в Рим точно по расписанию, однако очень долго ждем багаж – аэропорт, видимо, перегружен. Аренда автомобиля заказана сильно заранее через www.economycarrentals.com – агрегатора, на сайте которого можно подобрать наиболее подходящий вариант. Основной критерий нашего выбора – хорошая цена за не очень маленькую машинку, так, чтобы нашему подросшему ребеночку было где разместиться, да и чемоданы влезли. Предложение национального итальянского прокатчика Maggiore Rent кажется наиболее симпатичным – за довольно скромную сумму нам обещают дать Fiat Grande Punto (diesel), или похожий... С этой машиной мы уже знакомы по прежним поездкам, должны разместиться с комфортом, да и дизельный мотор обещает некоторую экономию на топливе.

Подхватив чемоданы, по длинным переходам римского аэропорта бежим на стойку прокатчика. Там – внушительная очередь. Сезон, однако! Перед нами – австралийцы с книжечкой МВУ. У меня такой нет, и немного волнуюсь, вдруг понадобится. Нет, не нужно! Заказ оформляют быстро, по ходу раскручивая меня на полную страховку. С ней цена вырастает чуть ли не вдвое. Я отказываюсь, прокатчик цокает языком и интересуется местом назначения, не Неаполь ли? "Тоскана", – отвечаю ему. "Тогда еще ничего, может, и не угонят", – всем своим видом дает понять клерк и выдает ключи.

Вместо дизельного Фиата нам достался бензиновый Пежо-2008 – очень странный аппарат, позиционируемый маркетологами как «городской кроссовер». Что ж, пусть и жрет больше, зато разгоняется быстрее – утешал я себя по дороге на стоянку. Как же я ошибался! В комплектации с двигателем 1,2 эта машина банально не ехала в горку! А вы говорите, кросс бегать…

Впрочем, об этих неездовых особенностях автомобиля мы еще не знаем, грузимся, выезжаем из гаража и направляемся во Флоренцию, по ходу привыкая к новой машине. Особенно доставляют поворотники – они непременно должны отщелкать три раза, невзирая на то, выключил ты их или нет. После короткого "подмигивания" я возвращаю переключатель в исходное положение и вижу, что он все равно продолжает мигать. Разумеется, я снова выключаю поворотник – а он-то уже выключен! Поэтому я, на самом деле, включаю указатель другого поворота. Разобрался не сразу.

Так, мигая то правым, то левым поворотником, мы выезжаем на автобан Рим–Флоренция.

Флоренция

Расстояние от Фьюмичино: 300 км, ехать 3 часа.

Дорога ничем примечательным не запомнилась – автобан автобаном. Правда, платный – содрали 17 евро.

Во Флоренции у нас заказаны апартаменты. Завтрака нет. Поэтому по дороге заехали поужинать в кафе-экспресс, а заодно купить что-нибудь на утро. После долгого перелета еле ворочаем языком и потому нет сил на правильное произношение местных идеоматических выражений. Заботливая итальянка средних лет, накладывая обильные порции с гарниром по-средиземноморски, охотно поддерживает беседу, но в какой-то момент ласково поправляет, растягивая гласные в слове медитеррра-а-анео-о-о-о.

Подкрепились перед последним рывком, купили панини на завтрак. Во Флоренцию приехали в 10 вечера. Размещаемся в гостинице.

Апартаменты Forte 16
Адрес: Viale Gramsci 16, Lungarno del Tempio, Firenze, 50136
Телефон: +39 055 532 19 90
E-mail: info@forte16.com

Заказали номер с мини-кухней (оснащенной микроволновкой и кухонной утварью). Отель в числе прочих достоинств подкупил собственной парковкой (найти которую во Флоренции, как мы знаем, проблематично и недешево). Заказали место на стоянке заранее, по цене 20 евро в сутки.

Машина "заезжает" (вернее сказать, загружается) на парковку через автомобильный лифт. Не сразу разобрались, что к чему, подошел хозяин отеля, разговорились. Будучи архитектором, он построил эту гостиницу по своему проекту, желая предоставить постояльцам новый уровень сервиса. И, надо сказать, ему это удалось!

Апартаменты шикарные: дизайнерское оформление, бесплатный Wi-Fi, внимательный персонал, отличные кровати, разумное соотношение цена/качество и, конечно же, отличное месторасположение – до Санта-Мария-дель-Фьоре пешком идти 15–20 минут. Лучшие рекомендации!

Впрочем, возникшее чувство симпатии было взаимным. В номере нас ожидала бутылочка вина. Хозяин сам принес нам кофе-машину и несколько кофейных капсул бесплатно, в качестве комплимента. На следующий день мы докупили капсулы в магазинчике KOOP неподалеку – но они не подошли, слишком большие. Никому не надо незадорого?

* * *

Вид из окна отеля на непарадные дворы Флоренции.

Утром, позавтракав накануне приобретенными панини, мы идем знакомиться с великолепной Флоренцией. Справедливости ради надо отметить, что большая часть нашего коллектива уже бывала здесь, и лишь отец семейства предвосхищает упоительную радость первой встречи с прекрасным.

Porta alla Croce

Гостиница наша находится на бульварах, проложенных там, где когда-то высились городские стены (похожая судьба была уготована со временем парижским и московским крепостным стенам). Через ничего уже не охраняющие ворота мы входим в старый город.

Ужасное здание Почты и Телеграфа – даже центр Флоренции не избежал отвратительного конструктивизма.

Утро. Флорентиец читает газету на ступенях городского рынка.

Порчеллино

...и вот я уже на Сенном рынке, похлопываю морду бронзового кабана. Грациозные линии лоджии закрыты гирляндами соломенных шляп и корзин, но целеустремленный исследователь может обнаружить внутри, под корзинами, позорный столб, к которому когда-то ставили банкрота. Бронзовый кабан – одна из самых любимых скульптур Флоренции. Его рыло блестит – так многие поколения выражали ему свою неизменную симпатию. Ганс Христиан Андерсен написал рассказ о бедном мальчике, который как-то ночью забрался ему на спину, и кабан умчал его в далекое путешествие.

Впрочем, есть история и получше. Возможно, что ее до сих пор рассказывают в детских Флоренции. Будто бы кабан с наступлением темноты превращался в юношу, «такого же красивого, как только что нарисованный святой Себастьян». Однажды он в таком обличий влюбился в девушку. Открыв ей свою тайну, он предупредил, что если она кому-нибудь об этом расскажет, то он никогда уже не сможет больше ее увидеть, а навсегда превратится в бронзовую скульптуру. Она пообещала хранить тайну, однако почувствовала, что должна рассказать об этом своей матери. Несмотря на данную дочери клятву, мать не удержалась и посвятила в тайну лучшую подругу. В результате не прошло и часа, как вся Флоренция обо всем узнала. С тех пор и стоит здесь бронзовый кабан. А что же девушка? Она превратилась в лягушку: ведь каждый знает, что лягушки – бывшие люди, не умеющие держать язык за зубами.

Генри Мортон – "От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии"

Оригинал – античный мраморный вепрь, с которого Пьетро Такка изваял бронзовую копию, хранится в залах Уффици.

Площадь Синьории – Лоджия Ланци

Вообще, говоря о Флоренции, нельзя не упомянуть главных меценатов Возрождения, зародилось которое, как все знают, именно в этом городе. В 1434 году Козимо Старший из рода Медичи становится во главе "вечно цветущего" города. При нем и его внуке, Лоренцо Великолепном, Флоренция достигает наивысшего расцвета. Этот период в истории искусств вошел под названием Кватроченто (четырехсотые, или 1400-е годы). Среди бесчисленного множества замечательных имен этой эпохи сияли ярчайшие звезды Брунеллески, Уччелло, Вероккьо, Фра Филиппо Липпи, и, конечно же, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли.

Все привыкли к тому, что статуи в публичном месте устанавливают в память о каком-либо лице: короле, генерале, государственном деятеле или поэте, а вот когда наружную галерею приспособили для демонстрации произведений искусства, все восприняли это как удивительное новшество. Челлини изготовил восковую модель «Персея» и показал ее герцогу Козимо I. Герцог сказал: «Если бы ты, Бенвенуто, так же красиво увеличил свою маленькую модель, она украсила бы площадь». Вот так Флоренция смотрела на площадь делла Синьории: место, где критически настроенная публика может восхищаться прекрасными творениями искусства.

Конечно, не все здесь так прекрасно. Фонтан «Нептун» скульптора Амманнати меня разочаровал. Не понимаю, почему Козимо предпочел его куда более совершенному фонтану Джамболоньи.

Фонтан «Нептун» в Болонье.

Мне кажется, я понимаю восторги Генри Мортона!

Его проект он отверг, и теперь он является гордостью Болоньи. Здесь же фигура Нептуна слишком велика, груба и излишне мускулиста. Да разве сможет он по ночам спускаться на землю и ходить по площади, беседуя с другими статуями, как об этом говорит легенда?! А вот «Давид» Микеланджело не только смог бы гулять по площади, но и через фонтан бы перепрыгнул, было бы только желание! Комиссия, составленная из художников, решила, где должен стоять белоснежный греческий бог, и выбрала для него хорошее место.

Генри Мортон – "От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии"

Стоп-стоп-стоп! И интеллектуал Мортон туда же! Запомни, читатель, Давид был совсем не богом, и уж тем более не греческим. Я адресую тебя к отчету о свершившемуся через полгода нашему путешествию на землю обетованную, чтобы ты не повторял ошибок сэра Генри и не присваивал белокурому царю никогда не принадлежавшие ему титулы:
Новогодние прогулки по Иерусалиму.

Давид-2

Бенвенутто Челлини «Персей»

Технология отливки такой скульптуры со множеством мельчайших деталей требовала ювелирной точности. Сама отливка происходила в тяжелейших условиях: борясь с сильным ливнем, Челлини приказал повысить температуру в печи, отчего она развалилась, а в мастерской начался пожар. Уже после начала литья вдруг оказалось, что бронза недостаточно хороша, и Челлини приказал побросать в печь свою собственную оловянную (по другим сведениям – серебрянную) утварь. Результат, слава богу, превзошел все ожидания, и рисковый скульптор был вознагражден сторицей (злые языки, впрочем, утверждают, что тосканские герцоги так и не расплатились с ним до конца).

Тот же сюжет: Медуза от Караваджо в Галерее Уффици.

Как рассказывает нам древнегреческий миф, Персей был сыном Зевса от покорившей его своей красотой Данаи (в покои к которой всемогущий громовержец коварно проник в виде золотого дождя). Дед Персея, царь Акрисий, знал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки своего внука, поэтому он приказал забить Данаю и Персея в деревянный ящик и пустить в море, на волю волн. Волны прибили мальчика с матерью к острову Сериф.

Здесь Персей вырос в непобедимого воина. Когда царь Серифа Полидект пожелал взять прекрасную Данаю себе в жены, Персей воспротивился этому. Чтобы избавиться от неожиданного препятствия, Полидект дал Персею смертельно опасное задание – принести ему голову горгоны Медузы.

Когда-то, давным-давно, три сестры, Медуза, Сфено и Эвриала, были очень красивы, и очень тщеславны... Медуза была младшей из сестер, и ее красота была так велика, что в нее влюбился сам бог морей, могущественный Посейдон.

Возгордившаяся Медуза разозлила своей заносчивостью олимпийцев, и они превратили ее с сестрами в самых страшных существ, когда-либо обитавших на земле. Уродливые крылатые твари, покрытые чешуей, с шевелящимися змеями вместо волос, они могли обратить в камень всякого, кто только взглянет на них. Старшие сестры были бессмертны, а младшую, Медузу, можно было убить. Вот за ее-то головой и послал Персея коварный Полидект.

С помощью зеркального щита, в котором Персей мог видеть чудовищ, не опасаясь их смертоносного взора, герой отрубил голову Медузе. Эта голова и после гибели горгоны сохранила свое ужасное свойство обращать в камень все живое. Так погиб и коварный царь Полидект, не поверивший, что Персей мог совершить такой подвиг, и потребовавший, чтобы он показал ему голову горгоны.

Галерея Уффици

Один из самых, наверное, знаменитых музеев мира расположен в здании, построенном для канцелярий (офисов) непомерно раздутой бюрократической машины Флорентийской республики. Билет в Галерею мы приобрели заранее через Интернет – очень не хотелось прощелкать клювом и узнать, что "местов нет" – и ты, читатель, сейчас поймешь, почему.

Лирическое отступление Штурмана

В 1970-е мой папа, тогда моряк загранплавания, привез из Италии два сказочных альбома. Я совершенно ничего не понимала, о чем в них написано, хотя тогда уже умела читать, но картинки меня завораживали. Таких я не видела ни в одной своей детской книжке, а их у меня было немало. Я листала эти альбомы вечерами до бесконечности и очень сопереживала героям нарисованных изображений. Прошло время, и я узнала, что книги эти написаны на итальянском языке, а невообразимо живые картинки – репродукции картин великих художников. Хранятся же эти картины в галереях Уффици и Питти во Флоренции. С этого момента мне просто невыносимо захотелось попасть в Италию. Пришлось отправляться в школу с углубленным изучением итальянского языка. Прошло еще много лет, прежде чем моя мечта оказаться в Италии осуществилась. Но в Уффици я попала лишь спустя лет 35 после того как захотела. Желания сбываются, хотя и не сразу.

Экспозиция Зала Трибуна.

Купол Зала Трибуна снизу похож на небо "в ракушках".

Картины выглядели, как старые добрые знакомые. Залы оформлены аскетично. Ничего не отвлекает. Удобно присесть на диванчик и свериться с путеводителем или послушать аудиогид.

Один из узнаваемых символов музея: Пьеро делла Франческа. Баттиста Сфорца и Федерико да Монтефельтро.

Где-то в середине маршрута есть выход на открытую террасу с кафе. Рекомендуем подкрепиться, чтобы проникнуться второй частью экспозиции. Мы этого не сделали и немного пожалели: нам показалось, что кафе должно было быть приятным завершением прогулки по залам, но нет, впереди нас ожидало еще три этажа бесконечных коридоров. К сожалению, они пролетели пред нами в том голодном тумане, когда хочется – не без раздражения – рассматривать исключительно натюрморты с обилием закуски и бранить (про себя) мастеров Возрождения за плодовитость.

Вид на Палаццо Веккьо с балкона Галереи Уффици.

Ресторан "Il Tocco di Bacco"
Адрес: Via dei Leoni, 6R, 50122 Флоренция, Италия
Тел: 055 284863 – 055 2695039

Этот милый ресторанчик оказался настоящим спасением – долгое пребывание в музее неимоверно распалило наш и без того здоровый аппетит.

Любезный и ненавязчивый официант был всегда кстати. Непринужденная уютная обстановка. Из посетителей народу было немного, в основном итальянцы (что неплохой знак). Воспользовались меню дня за 15 евро (первое + второе + вода/бокал вина/мороженое). На выбор предлагается несколько видов пасты, затем несколько вариантов блюд на второе + гарнир – маленькая порция салата либо обжаренный картофель, так называемый arrosto (ни в коем случае не путать с фри!). Очень понравилась паста от шефа с подливкой из мяса дикого кабана - не того ли Порчеллино с Сенного рынка?

Церковь Санта-Мария-Новелла
Часы работы: Пн-Чт – 9.00–17.00; Птн – 11.00–17.00; Сб – 9.00–16.30; Вс – 13.00–16.30
Цена: 3.50 EUR

Базилика Санта-Мария-Новелла возвышается на одноименной площади неподалеку от Дуомо. Она прославилась тем, что в ней начинается повествование «Декамерона» Джованни Боккаччо.

Церковь закрывается довольно рано, поэтому нам удалось рассмотреть ее только снаружи. Строилась она в XIV веке для доминиканских монахов. Красочный мраморный фасад Санта-Мария-Новеллы – яркий пример флорентийского Возрождения.

Базилика Санта-Кроче
Часы работы: Пн-Сб – 9.30–17.30, Вс – 13.00–17.30
Цена: 5 EUR, детский – 3 EUR.

Вприпрыжку побежали в базилику Санта-Кроче. Она работает еще целых полчаса. Штурман там уже бывал с детьми и пытается на ходу рассказывать, что это усыпальница, где похоронены многие великие итальянцы: Микеланджело, Россини, Галилео Галилей, Макиавелли, Маркони, а также автор знаменитого полонеза поляк Михаил Огинский. А вот гробница Данте пустует. Его изгнали из родного города, и поэта приютила Равенна. Там и нашел он свой последний покой. Поаккуратнее с гениями надо бы…

Галилео Галилей

Никколо Макиавелли

Здесь же находится могила композитора Россини.

Вписались за 10 минут до закрытия. Несмотря на спешку, осматриваем фрески Джотто в апсиде. Успели. Уфф…

Церковь великолепна: это огромный францисканский храм с широким нефом и отдаленным мерцанием витражей. И все же какое разочарование: в столице скульптуры видишь так много ужасных надгробий.

Можно понять скульптора, которому дано задание создать надгробие для Микеланджело – невероятно сложная задача. Но как могло прийти ему в голову изваять трех безутешных дев, олицетворяющих собой Скульптуру, Архитектуру и Живопись? Неужели это достойный памятник гению? Отчего бы вместо такого убожества не поставить в соборе трагическую Пьету – очень может быть, что сам скульптор изваял ее с этой целью.

Надгробие над пустой гробницей Данте тоже показалось мне неудачным. Поэт сидит в задумчивой позе с бессмертным своим творением на колене, а женщина – Флоренция – печально на него указывает, другая женщина – Поэзия – рыдает. Я почувствовал облегчение, когда отошел оттуда и увидел простой и достойный памятник Карло Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно. В тот век знали, как надо проститься.

Генри Мортон – "От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии"

Знаменитая глазурированная терракота мастерской della Robbia.

Таддео Гадди. Древо Жизни, Тайная вечеря и священные истории.

Часовня Пацци.

Некоторые горячие головы сравнивают ее по совершенству пропорций с ротондой Браманте, что на холме Яникул в Риме. Вообще-то, автор капеллы, небезызвестный строитель купола флорентийского собора Брунеллески предвосхитил Браманте по меньшей мере на три десятилетия, и кто знает...

"Темпьетто" Браманте, шедевр "высокого Возрождения".

Кто знает, каким было бы это творение, воплоти мастер задуманное – капелла должна была стать лишь алтарем огромного храма, стены которого обрамляют сегодня клуатр при Санта-Кроче... Но в 1478 г. семейство Пацци возглавило заговор против Медичи, святотатственно напав на них прямо в церкви Санта-Мария-дель-Фьоре. Несмотря на то, что им удалось убить Джулиано и ранить Лоренцо, попытка захватить власть провалилась, и банкирский род Пацци был практически уничтожен мстительными Медичи. А от замысла построить грандиозный храм осталась лишь небольшая капелла.

Перед базиликой занятный памятник. Итальянцы называют его "Данте, прыгающий через лужу". Похоже!

Когда вышли из церкви, дневной зной уже спал, и площадь перед Санта-Кроче была заполнена людьми. Зашли подкрепиться в расположенное неподалеку кафе Michelangiolo (именно так, через о).

Caffe Michelangiolo
Via Ghibellina 116r, Флоренция, Италия
0039552343392

Дивное местечко, чтобы слегка передохнуть и заправиться чашечкой кофе. Здесь подают разные закуски, подходящие как для сытного завтрака, так и для легкого обеда или полдника, а также десерты на любой вкус.

Умилили хозяева – супружеская чета, переругивавшаяся в фирменном итальянском стиле:
– Ты что, старый осел, натворил?
– Иди, женщина, твое место на кухне.

Часть 2>>
Санта-Мария-дель-Фьоре
Сиена

К содержанию Яндекс.Метрика

Дальше: Часть 2