Италия. ТосканаЧасть 1: Флоренция |
|
Перелет, дорога |
Июль 2014 г. Маршрут: Москва – (самолетом через Ригу) – Фьюмичино – Флоренция* – Прато – Пистойя – Лидо-ди-Камайоре* – Гроссето – Фьюмичино* – (самолетом через Ригу) – Москва (Звездочкой отмечены места ночевок) Радиальные поездки: Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дочь Ворчуна (14 лет) Транспорт: самолет, автомобиль Пежо-2008 (прокатный), такси во Флоренции и метро в Риме Продолжительность: 15 дней Ура, отпуск! Впрочем, поспать не удастся: вылет из Шереметьево назначен на 12:45 в субботу. В Химках – утренний стояк. Такси заказываем на 9:00, за 4 часа до вылета. Нам достался водитель с ощутимым перегаром. Давно уже так не волновался при виде ГАИ! На подъезде к Химкам немного потолкались, но в аэропорт все равно приехали слишком рано. Стоим на регистрацию вроде как в очереди, но вместе с нами – бараны: как только стойка открывается, они ломятся к ней первыми, сметая все на своем пути. Давно уже обратили внимание на поведение соотечественников в общественных местах: ни стоять в очереди, ни убирать за собой посуду в ресторанных двориках они не умеют. Что ж, отдохнем от них пару недель. При регистрации дама воинственного вида пытается отправить нас на доплату за перевес багажа. Впрочем, когда мы покорно соглашаемся, оказывается, можно сдать багаж и так... Что это было? Неужели (не-)удовлетворенное желание показать власть? Air Baltic, рейс ВT-425: Москва (Шереметьево) – Рига Вылет задерживают, заставляя нервничать – успеем ли мы на пересадку? Пилоты – молодцы! – отставание нагнали. В рижском аэропорту странные телетрапы – вроде как самолет подают к «присоске», которая имеет выход… на летное поле, и потом все равно надо садиться в автобус. Идем по указателям «транзит». Латышский пограничник желает видеть обратные билеты. Показываем. Нас пропускают. Долго ищем табло с гейтом, оно незаметно висит в углу, без помощи местных не найти. Наконец, летим в Рим. Едим заказанную еду, коротаем время. Air Baltic, рейс BT-633: Рига – Рим (Фьюмичино) Прилетели в Рим точно по расписанию, однако очень долго ждем багаж – аэропорт, видимо, перегружен. Аренда автомобиля заказана сильно заранее через www.economycarrentals.com – агрегатора, на сайте которого можно подобрать наиболее подходящий вариант. Основной критерий нашего выбора – хорошая цена за не очень маленькую машинку, так, чтобы нашему подросшему ребеночку было где разместиться, да и чемоданы влезли. Предложение национального итальянского прокатчика Maggiore Rent кажется наиболее симпатичным – за довольно скромную сумму нам обещают дать Fiat Grande Punto (diesel), или похожий... С этой машиной мы уже знакомы по прежним поездкам, должны разместиться с комфортом, да и дизельный мотор обещает некоторую экономию на топливе. Подхватив чемоданы, по длинным переходам римского аэропорта бежим на стойку прокатчика. Там – внушительная очередь. Сезон, однако! Перед нами – австралийцы с книжечкой МВУ. У меня такой нет, и немного волнуюсь, вдруг понадобится. Нет, не нужно! Заказ оформляют быстро, по ходу раскручивая на полную страховку. С ней цена вырастает чуть ли не вдвое. Я отказываюсь, прокатчик цокает языком и интересуется местом назначения, не Неаполь ли? "Тоскана", – отвечаю ему. "Тогда еще ничего, может, и не угонят", – всем своим видом дает понять клерк и выдает ключи. Вместо дизельного Фиата нам достался бензиновый Пежо-2008 – очень странный аппарат, позиционируемый маркетологами как «городской кроссовер». Что ж, пусть и жрет больше, зато разгоняется быстрее – утешал я себя по дороге на стоянку. Как же я ошибался! В комплектации с двигателем 1,2 эта машина банально не ехала в горку! А вы говорите, кросс бегать… Впрочем, об этих неездовых особенностях автомобиля мы еще не знаем, грузимся, выезжаем из гаража и направляемся во Флоренцию, по ходу привыкая к новой машине. Особенно доставляют поворотники – они непременно должны отщелкать три раза, невзирая на то, выключил ты их или нет. После короткого "подмигивания" я возвращаю переключатель в исходное положение и вижу, что он все равно продолжает мигать. Разумеется, я снова выключаю поворотник – а он-то уже выключен! Поэтому я, на самом деле, включаю указатель другого поворота. Разобрался не сразу. Так, мигая то правым, то левым поворотником, мы выезжаем на автобан Рим–Флоренция. Расстояние от Фьюмичино: 300 км, ехать 3 часа. Дорога ничем примечательным не запомнилась – автобан автобаном. Правда, платный – содрали 17 евро. Во Флоренции у нас заказаны апартаменты. Завтрака нет. Поэтому по дороге заехали поужинать в кафе-экспресс, а заодно купить что-нибудь на утро. Кафе "Chef Express" После долгого перелета еле ворочаем языком и потому нет сил на правильное произношение местных идеоматических выражений. Заботливая итальянка средних лет, накладывая обильные порции с гарниром по-средиземноморски, охотно поддерживает беседу, но в какой-то момент ласково поправляет, растягивая гласные в слове медитеррра-а-анео-о-о-о. Подкрепились перед последним рывком, купили панини на завтрак. Во Флоренцию приехали в 10 вечера. Размещаемся в гостинице. Апартаменты "Forte 16" Заказали номер с мини-кухней (оснащенной микроволновкой и кухонной утварью). Отель в числе прочих достоинств подкупил собственной парковкой (найти которую во Флоренции, как мы знаем, проблематично и недешево). Заказали место на стоянке заранее, по цене 20 евро в сутки. Машина "заезжает" (вернее сказать, загружается) на парковку через автомобильный лифт. Пока разбирались, что к чему, подошел хозяин отеля, разговорились. Будучи архитектором, он построил эту гостиницу по своему проекту, желая предоставить постояльцам новый уровень сервиса. И, надо сказать, ему это удалось! Апартаменты шикарные: дизайнерское оформление, бесплатный Wi-Fi, внимательный персонал, отличные кровати, разумное соотношение цена/качество и, конечно же, отличное месторасположение – до Санта-Мария-дель-Фьоре пешком идти 15–20 минут. Лучшие рекомендации! Впрочем, возникшее чувство симпатии было взаимным. В номере нас ожидала бутылочка вина. Хозяин сам принес нам кофе-машину и несколько кофейных капсул бесплатно, в качестве комплимента. На следующий день мы докупили капсулы в магазинчике KOOP неподалеку – но они не подошли, слишком большие. Никому не надо незадорого? * * * Вид из окна отеля на непарадные дворы Флоренции. Утром, позавтракав накануне приобретенными панини, мы идем знакомиться с великолепной Флоренцией. Справедливости ради надо отметить, что большая часть нашего коллектива уже бывала здесь, и лишь отец семейства предвосхищает упоительную радость первой встречи с прекрасным. Porta alla Croce – бывшие городские ворота. Гостиница наша находится на бульварах, проложенных там, где когда-то высились городские стены (похожая судьба была уготована со временем парижским и московским крепостным стенам). Через ничего уже не охраняющие ворота мы входим в старый город. Наш маршрут: гостиница – площадь Синьории – Уффици – Санта-Мария-Новелла – Санта-Кроче Утро. Флорентиец на ступенях городского рынка. Ужасное здание Почты и Телеграфа – даже центр Флоренции не избежал отвратительного конструктивизма.
Оригинал – античный мраморный вепрь – хранится в залах Уффици. Площадь Синьории – Лоджия Ланци Вообще, говоря о Флоренции, нельзя не упомянуть главных меценатов Возрождения, зародилось которое, как все знают, именно в этом городе. В 1434 году Козимо Старший из рода Медичи становится во главе "вечно цветущего" города. При нем и его внуке, Лоренцо Великолепном, Флоренция достигает наивысшего расцвета. Этот период в истории искусств вошел под названием Кватроченто (четырехсотые, или 1400-е годы). Среди бесчисленного множества замечательных имен этой эпохи сияли ярчайшие звезды Брунеллески, Уччелло, Вероккьо, Фра Филиппо Липпи, и, конечно же, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли.
Фонтан Джамболоньи, установленный в Болонье. Фонтан «Нептун» в Болонье. Мне кажется, я понимаю восторги Генри Мортона!
Стоп-стоп-стоп! И интеллектуал Мортон туда же! Запомни, читатель, Давид был совсем не богом, и уж тем более не греческим. Я адресую тебя к
отчету о свершившемуся через полгода нашему путешествию на землю обетованную, чтобы ты не повторял ошибок сэра Генри и не присваивал белокурому царю никогда
не принадлежавшие ему титулы: Давид-2 Бенвенутто Челлини «Персей» Технология отливки такой скульптуры со множеством мельчайших деталей требовала ювелирной точности. Сама отливка происходила в тяжелейших условиях: борясь с сильным ливнем, Челлини приказал повысить температуру в печи, отчего она развалилась, а в мастерской начался пожар. Уже после начала литья вдруг оказалось, что бронза недостаточно хороша, и Челлини приказал побросать в печь свою собственную оловянную (по другим сведениям – серебрянную) утварь. Результат, слава богу, превзошел все ожидания, и рисковый скульптор был вознагражден сторицей (злые языки, впрочем, утверждают, что тосканские герцоги так и не расплатились с ним до конца). На ту же тему: Медуза от Караваджо в Галерее Уффици. Сюжет этот встречается во Флоренции так часто, что имеет смысл на нем немного задержаться: как нам известно из древнегреческой мифологии, однажды в покои ничего не подозревающей Данаи коварно проник всемогущий Зевс. Проник он, кстати, не как громовержец, а под видом золотого дождя – видимо, папенька девушки был так напуган предсказанием Оракула о том, что ему суждено погибнуть от руки своего внука, что никого в мужеском обличье в комнату своей доченьки не пускал. Рембрандт "Даная" В общем, от золотого дождя (хе-хе) родила Даная Персея. Дедушка приказал забить дочурку с внуком в деревянный ящик и пустить по морю, на волю волн. Мальчика с матерью прибило к острову Сериф. Здесь правил Полидект. Он не знал о мрачном предсказании и С помощью зеркального щита, в котором Персей мог видеть чудовищ, не опасаясь их смертоносного взора, герой отрубил голову Медузе. Эта голова и после гибели горгоны сохранила свое ужасное свойство обращать в камень все живое. Так погиб и Впрочем, довольно мифов! Направляемся в галерею Уффици. От площади Синьории тут всего пара шагов. Один из самых, наверное, знаменитых музеев мира расположен в здании, построенном для канцелярий (офисов) непомерно раздутой бюрократической машины Флорентийской республики. Билет в Галерею мы приобрели заранее через Интернет – очень не хотелось прощелкать клювом и узнать, что "местов нет" – и ты, читатель, сейчас поймешь, почему.
Экспозиция Зала Трибуна. Купол Зала Трибуна снизу похож на небо "в ракушках". Картины выглядели, как старые добрые знакомые. Залы оформлены аскетично. Ничего не отвлекает. Удобно присесть на диванчик и свериться с путеводителем или послушать аудиогид. Один из узнаваемых символов музея: Пьеро делла Франческа. Баттиста Сфорца и Федерико да Монтефельтро. Где-то в середине маршрута есть выход на открытую террасу с кафе. Рекомендуем подкрепиться, чтобы проникнуться второй частью экспозиции. Мы этого не сделали и немного пожалели: нам показалось, что кафе должно было быть приятным завершением прогулки по залам, но нет, впереди нас ожидало еще три этажа бесконечных коридоров. К сожалению, они пролетели пред нами в том голодном тумане, когда хочется – не без раздражения – рассматривать исключительно натюрморты с обилием закуски и бранить (про себя) мастеров Возрождения за плодовитость. Вид на Палаццо Веккьо с балкона Галереи Уффици. Ресторан "Il Tocco di Bacco" Этот милый ресторанчик оказался настоящим спасением – долгое пребывание в музее неимоверно распалило наш и без того здоровый аппетит. Любезный и ненавязчивый официант был всегда кстати. Непринужденная уютная обстановка. Из посетителей народу было немного, в основном итальянцы (что неплохой знак). Воспользовались меню дня за 15 евро (первое + второе + вода/бокал вина/мороженое). На выбор предлагается несколько видов пасты, затем несколько вариантов блюд на второе + гарнир – маленькая порция салата либо обжаренный картофель, так называемый arrosto (ни в коем случае не путать с фри!). Очень понравилась паста от шефа с подливкой из мяса дикого кабана – не того ли Порчеллино с Сенного рынка? Церковь Санта-Мария-Новелла Базилика Санта-Мария-Новелла возвышается на одноименной площади неподалеку от Дуомо. Она прославилась тем, что в ней начинается повествование «Декамерона» Джованни Боккаччо. Церковь закрывается довольно рано, поэтому нам удалось рассмотреть ее только снаружи. Строилась она в XIV веке для доминиканских монахов. Красочный мраморный фасад Санта-Мария-Новеллы – яркий пример флорентийского Возрождения. Базилика Санта-Кроче Вприпрыжку побежали в базилику Санта-Кроче. Она работает еще целых полчаса. Штурман там уже бывал с детьми и пытается на ходу рассказывать, что это усыпальница, где похоронены многие великие итальянцы: Микеланджело, Россини, Галилео Галилей, Макиавелли, Маркони, а также автор знаменитого полонеза поляк Михаил Огинский. А вот гробница Данте пустует. Его изгнали из родного города, и поэта приютила Равенна. Там и нашел он свой последний покой. Поаккуратнее с гениями надо бы… Галилео Галилей Никколо Макиавелли Здесь же находится могила композитора Россини. Вписались за 10 минут до закрытия. Несмотря на спешку, осматриваем фрески Джотто в апсиде. Успели. Уфф…
Знаменитая глазурированная терракота мастерской della Robbia. Таддео Гадди. Древо Жизни, Тайная вечеря и священные истории. Часовня Пацци. Некоторые горячие головы сравнивают ее по совершенству пропорций с ротондой Браманте, что на холме Яникул в Риме. Вообще-то, автор капеллы, небезызвестный строитель купола флорентийского собора Брунеллески предвосхитил Браманте по меньшей мере на три десятилетия, и кто знает... "Темпьетто" Браманте, шедевр "высокого Возрождения". Кто знает, каким было бы это творение, воплоти мастер задуманное – капелла должна была стать лишь алтарем огромного храма, стены которого обрамляют сегодня клуатр при Санта-Кроче... Но в 1478 г. семейство Пацци возглавило заговор против Медичи, святотатственно напав на них прямо в церкви Санта-Мария-дель-Фьоре. Несмотря на то, что им удалось убить Джулиано и ранить Лоренцо, попытка захватить власть провалилась, и банкирский род Пацци был практически уничтожен мстительными Медичи. А от замысла построить грандиозный храм осталась лишь небольшая капелла. Перед базиликой занятный памятник. Итальянцы называют его "Данте, прыгающий через лужу". Похоже! Когда вышли из церкви, дневной зной уже спал, и площадь перед Санта-Кроче была заполнена людьми. Зашли подкрепиться в расположенное неподалеку кафе Michelangiolo (именно так, через о). Caffe "Michelangiolo" Дивное местечко, чтобы слегка передохнуть и заправиться чашечкой кофе. Здесь подают разные закуски, подходящие как для сытного завтрака, так и для легкого обеда или полдника, а также десерты на любой вкус. Умилили хозяева – супружеская чета, переругивавшаяся в фирменном итальянском стиле: |
|