Автопутешествие за УралЧасть 3: Болгар |
|
В следующей части: |
Итак, вечерние сумерки застали нас на объездной Чебоксар. До Казани пилить было еще прилично, когда позвонил хозяин забронированных в городе апартаментов, чтобы узнать время нашего прибытия. Поздние прогнозы его, судя по всему, озадачили... И неспроста. Казань Размещение: Апартаменты Кремль В Казань приехали уже за полночь. Устали. С трудом находим парковку в узком дворике под шлагбаумом. Нас встречает грузного вида дама в возрасте. Обескураженные таким приемом, мы все же расположились на ночлег. Завтра предстоял ранний подъем... Booking.comПонедельник, 1 августа. Казань – Болгар – Казань, такси/теплоходДа-да, сегодня понедельник, всемирный выходной музейных работников. Казань, конечно, город из тех, где вполне можно было бы провести время и без музеев, но... Во-первых, мы уже здесь бывали и в какой-то мере представляем себе ее возможности. Во-вторых, хочется чего-то большего, чем просто прогулка по городу (тем более что дочь как-то без энтузиазма восприняла идею пойти в кремль). И в-третьих, не знаю уж где и как, я натолкнулся на упоминание о величественных руинах таинственной столицы Волжской Булгарии: а до них можно добраться на "Метеоре" из Казани – разве не романтично? Но вот беда – в Болгар ходит один лишь "Метеор" в день, и отправляется он с Казанского речного вокзала ровно в восемь утра. А у нас отпуск, да еще и вчера приехали поздно, поэтому для раннего подъема женской части нашего коллектива мне пришлось применить все дипломатические уловки из небогатого мужского арсенала. Соблазнил девочек обещанием сделать ланч-паки для завтрака на борту теплохода, подать кофе в постель и вообще... Получилось, хотя дочка долго потом смотрела на меня исподлобья. Как же, законные каникулы, а злобный родитель поспать не дает! Расписание рейсов «Метеора» Казань – Болгар в навигацию 2016: Справедливости ради надо отметить, что в Болгар из Казани можно доехать на своей машине по суше, причем поездка займет столько же времени, сколько идет теплоход (и наверняка окажется дешевле). Но как же романтика? Поэтому утром выдвигаемся на речной вокзал. "И побыстрее," – сказал я таксисту. Это было совершенно ни к чему: казанские водилы и так носятся по городу как угорелые, а приободренные заказчиком вообще готовы воспарить над дорогой. Поэтому нас довезли от кремля до причала минут за десять. Казанский речной порт У касс неожиданно выяснилось, что билетов нет (и не будет, через интернет заказать тоже нельзя)... Впрочем, может же быть в наших безусловно достоверных рассказах хоть толика вымысла? Тогда давайте считать, что в кассах мы благополучно приобрели билеты на нужный рейс. А лишенным романтического восприятия действительности читателям порекомендуем самостоятельно поразмышлять над вопросом проникновения на борт в условиях полного отсутствия билетов в открытой продаже. Единственное, все же стоит помнить о старой морской традиции выкидывать "зайцев" за борт... Теплоход оказался битком. Видимо, причиной такого ажиотажного спроса в этом направлении послужила команда юных спортсменов, направляющихся из Казани в какой-то городок на берегу Волги. Очень много татарских семей, причем в национальных костюмах. Как выяснилось, они тоже ехали в Болгар. Причина такого паломничества нам стала понятна позже. Местные говорили на своем языке, впрочем, легко переходили на русский, обращаясь к нам. Такое легкое переключение между языками немного сбивает с толку, например, таксист говорит по телефону примерно так: "турылык борылык на светофоре тартырып бейрелге". Любуемся волжскими далями. Хочется затянуть старую русскую песню про великую реку: Вольга, Вольга, муттер Вольга!.. Впрочем, среди гомона на татарском эпитет "руссише" как-то криво клеится... Пока плывем (а путь в одну сторону занимает два с половиной часа), слегка коснемся истории булгар:
Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник Болгар был основан в X веке на высоком берегу Волги у слияния ее с Камой. Удобное расположение позволило городу стать одним из крупных торговых центров того времени. В 922 году именно сюда приезжает арабское посольство, и булгары принимают ислам. Это событие наложило свой отпечаток на сегодняшнее позиционирование Болгара как сакрального для татар места. Памятный знак сахабам, сподвижникам Мухаммеда, принесшим зеленое знамя ислама на Булгарскую землю. Мозаика из музея, Ханский дворец, памятник архитектуры середины ХIII века В ходе западного монгольского похода в 1236 году войска хана Батыя покоряют Волжскую Булгарию. До возведения новой столицы Золотой орды в Сарай-Бату здесь располагалась ставка Батыя. К этому времени относится так называемый Ханский дворец, построенный сразу после монгольского завоевания. Сохранились фундамент и небольшая часть стен. Берке, брат Батыя, еще в молодости принял ислам, и это обстоятельство помогло привлечь на службу образованных мусульман. В его правление значительных масштабов достигло градостроительство, ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. Оправившийся после завоевания Болгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса. Здесь располагалась резиденция хана, находился монетный двор. В ходе распада Золотой Орды город несколько раз подвергался разрушению, но возрождался снова. К XV веку единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань, а на обломках Орды образовалось Казанское ханство. Булгары-мусульмане, смешавшись с финно-угорскими и половецкими народами, стали основным компонентом в этногенезе казанских татар. В 1431 году Болгар был разрушен московским воеводой Федором Пестрым и более не восстанавливался. К тому времени, когда мы добрались до центра городища, солнце уже стояло высоко над горизонтом. Стало ясно, что на такой жаре мы долго не выдержим. Несмотря на достаточно скромное количество объектов осмотра территория, на которой они разбросаны, внушительна. Как успеть обойти все это за то время, которое остается у нас до отплытия теплохода? По счастью, в центре Болгара было найдено лежбище электрокаров. Нас довезли до экскурсионного бюро, где мы оформили индивидуальную экскурсию. По дороге водитель подсадил в повозку группу молодых людей из Казани и раскрутил их принять участие в прогулке, сэкономив нам таким образом половину ее стоимости. Спасибо хорошему человеку! По дороге мы подсадили гида, и экскурсия началась. Первым объектом осмотра была Черная палата. Эта таинственная постройка фигурирует в древней татарской легенде: "В одном черном-пречерном городе на черной-пречерной улице в черном-пречерном доме в черной-пречерной комнате…" Ой, нет-нет, это не оттуда. Вот она в каноническом изложении:
По счастью, реальность менее романтична: в XIX веке здесь была устроена коптильня... Изначально же здание, скорее всего, было ханакой (мусульманским аналогом монастыря) с кельями для странствующих дервишей. (Кстати-некстати, замечу в скобках, что аналогичное сооружение сохранилось в Евпатории – Теккие дервишей). В орнаменте, украшающем своды купола, обильно присутствуют шестиконечные звезды Давида. О причинах такого декора экскурсовод внятно поведать не смогла, но саму возможность существования в этих стенах синагоги почему-то отмела категорически. Белая палата, XIV в. Археологи обнаружили здесь остатки водопровода, который снабжал водой городские дома, многочисленные фонтаны, а также бани – неотъемлемую часть жизни булгар. На городище остатки пяти таких сооружений. В Белых палатах располагалась одна из них. Еще один комплекс построек, доживших до наших дней, находится на старинном кладбище. Это Малый минарет, оставшийся от кладбищенской мечети, и "ханская" усыпальница. На минарет можно подняться. Лесенка крайне узкая, места почти нет, не разминуться, поэтому поднимаемся и спускаемся по очереди. Сверху видна лишь выжженная солнцем степь, обольщаться не следует. Экскурсовод сообщила, что куда более завлекательная картинка открывается с большого минарета в центре городища, но по понедельникам народу мало, и он закрыт. Обидно... Ханская усыпальница, XIV в. Название, разумеется, условное, хотя и очевидно: такими богатыми могли быть исключительно захоронения булгарской знати. Возвращаемся к центральному комплексу построек. Здесь сохранились руины мечети с новодельным минаретом, несколько мавзолеев и "поверх" всего этого – православная церковь. Успенская церковь (1732–34) После разрушения Болгара в 1431 году его руины стали местом паломничества мусульман. В XVIII веке в борьбе за утверждение государственной религии строится православный монастырь с церковью Успения Пресвятой Богородицы. При этом используются могильные плиты и камни из уцелевших построек древнего города. Сейчас в церкви расположена экспозиция, посвященная истории православия в среднем Поволжье. От соборной мечети осталось лишь несколько колонн да восстановленный в наше время минарет. Наверх можно подняться, но почему-то не в понедельник. Вообще, понедельник – какой-то странный день в принципе, а в Болгаре – особенно. Музеи работают, но вся сопутствующая инфраструктура – нет. Гид даже посетовала, что обычно прибывших на теплоходе встречают прямо на причале, поэтому собрать индивидуальную экскурсию из большего числа народа не составило бы труда... Восточный мавзолей В "монастырские" времена Восточный мавзолей был превращен в православную церковь св. Николая. Экспозиции нет. Зато в Северном мавзолее, где когда-то располагался монастырский погреб, выставлена коллекция булгарских надгробий. Надписи оцифрованы, у мониторов можно провести немало времени, сопоставляя арабскую вязь с привычным нам алфавитом. Наша экскурсия подошла к концу. Выяснили, где пообедать. Особого выбора не было: здесь же в кафешнике на пластиковых стульях пластиковыми вилками мы съели пластиковые же пельмени. Нормальный ресторан в Болгарском заповеднике находится на верхнем этаже музея, но по понедельникам он опять же не работает. Здесь меня застал телефонный звонок с работы. Разговоры про "револьверы" и "500 миллионов" почему-то распугали толпу вокруг, хотя речь шла всего лишь о возобновляемой кредитной линии для нашего предприятия. В центре археологического парка находится памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году. Здание, увенчанное золотым куполом, видно издалека и привлекает к себе внимание. Внутри – Музей Корана. Наиболее впечатляющий его экспонат – самая большая в мире священная книга мусульман. В оформлении обложки использовались полудрагоценные камни, сусальное золото и серебро, малахит. Вес гигантского Корана составляет более 800 килограмм. Музей болгарской цивилизации Музей позволяет познакомиться с историей и культурой Волжской Булгарии со времени возникновения государства в Х веке и до его заката в начале XV века. Памятник булгарскому поэту Кул-Гали (1183–1236), представителю средневековой волжско-булгарской литературы, предположительно погибший во время монгольского нашествия XIII века. Наиболее известное произведение – «Сказание о Иусуфе», художественная обработка ветхозаветных и коранических преданий об Иосифе Прекрасном и его двенадцати братьях. Текст произведения Кул-Гали в Интернете не был обнаружен, но история прекрасного Юсуфа изложена в Мифах народов Востока, например. Первый этаж посвящен истории волжских булгар и называется "Татаро-бугарский мир". Второй этаж целиком посвящен Болгару: артефакты, макеты, реконструкции. Третий этаж поскучнее: в основном, история раскопок... Нам оставалось, преодолевая ни к месту навалившуюся сонливость, дождаться подхода "Метеора" и двинуться в обратный путь. Забавно, но мы встретили знакомых все лиц по дороге "туда" – за исключением юных спортсменов, разумеется. В легкой дремоте мы практически незаметно домчались до Казани (здесь мне, кстати, интересно, какой пытке сном подвергся бы водитель, буде мы решили поехать в Болгар на машине?). Вечер завершили в аквапарке... Аквапарк "Ривьера"
Продолжение: Воткинск, родина Петра Ильича
Еще почитать:
|
|