Бет-Шеарим. Иудейские катакомбы
Главная страница

Бет-Шеарим

Иудейские катакомбы

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Апрель 2018 г.

Сегодня мы задумали прокатится по ближайшим окрестностям Хайфы. Для прогулки выбрали не очень известную, но довольно интересную достопримечательность – иудейский некрополь талмудической эпохи. Место, судя по описаниям, достойно внимания. Проверим!

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
был купцом он – деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях Империю прославил.
Столько раз могли убить! а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.

Иосиф Бродский «Письма римскому другу»
(Из Марциала)

Место нашего назначения находится в 20 км от Хайфы, 25 мин на машине

Парк расположен рядом с городком Кирьят-Тивон.

Национальный парк Бет-Шеарим / Bet She'arim National Park
Phone: ‎04-9831643
Site: www.parks.org.il

Его можно разделить на три основные зоны: это холм с руинами древнего города и два больших некрополя, к одному из которых приведут указатели на парковку. Именно здесь начинается маршрут для большинства посетителей. Но мы решили немного изменить хронологию нашей прогулки и, чтобы вписать увиденное в историческую канву, обратимся к истокам, а именно к развалинам Бет-Шеарима.

Считается, что название места переводится как «дом врат» из-за множества ворот в крепостной стене. Не всем эта версия кажется верной – практически все города в древности окружала стена с воротами. Впрочем, есть также мнение, что название возникло из-за полей ячменя (sesorah на иврите), простиравшихся за городом. Тоже неубедительно. Хотя, возможно, исследователи зря ищут его корни в иврите: несмотря на то, что впервые Бейт-Шеарим упоминается в документах первой половины I века н.э., место это, как водится, было заселено задолго до...

Первым летописцем Бет-Шеарима был Иосиф Флавий, автор исторического труда, посвященного Иудейской войне. Он пишет о нем как центре поместья, принадлежащего Беренике, дочери царя Агриппы I. Об этой даме и истории ее отношений с римскими цезарями мы поговорим в другой раз (и сюжет этот стоит небольшого рассказа), сейчас же быстро пробежимся по руинам древнего города.

Самые ранние из дошедших до нас построек Бет-Шеарима датируются II веком до нашей эры.

Маслодавильня

Руины синагоги

В ходе раскопок удалось идентифицировать синагогу, общественное сооружение (базилику), учебное заведение (академию), жилища, городскую стену с теми самыми воротами и пресс с оливковым маслом. Однако таких руин в Израиле – как грязи, и незачем было бы тратить выходной, чтобы посмотреть на это. Дело совсем не в развалинах древнего города – за городской стеной был найден обширный некрополь, всего около 30 катакомб. Они-то и создали славу Бет-Шеарима – как в те времена, о которых пойдет наше повествование, так и сегодня, когда это место включили в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Идем к катакомбам.

Арабская свадьба. Фотосессия напротив Пещеры Гробов

Невеста и ее подружки

Он играет на похоронах и танцах.
Вся наша жизнь – одно из двух.

* * *

Большая цистерна

Вдоль дороги к кладбищу расположено несколько цистерн. С их помощью обеспечивалось водоснабжение Бет-Шеарима. В ходе раскопок в Большой цистерне были обнаружены сотни глиняных и стеклянных сосудов византийского периода, а также монеты с христианской символикой.

* * *

Некрополь Бет-Шеарима

Начинаем маршрут по "городу мертвых" с пещеры, в которой находится небольшой музей.

В Музейной пещере

Здесь представлены находки из раскопок в Бет-Шеариме. Все более или менее значимое экспонируется в Музее Израиля в Иерусалиме, но тут тоже есть кое-что интересное.

В центре комнаты – непонятная субстанция довольно отталкивающего вида. На табличке у экспоната написано, что это – стеклянная плита весом почти 9 тонн, созданная в IX веке нашей эры (ранний исламский период). Здесь находилась стекловаренная печь, в которой производились крупные партии расплавленного стекла. От больших блоков откалывали небольшие куски – их и отправляли в мастерские для изготовления стеклянных сосудов. Возможно, эту плиту бросили ​​здесь из-за какого-то дефекта.

Основный акцент экспозиции, разумеется, сделан на теме погребения.

Израильтяне, как и другие народы древнего Ближнего Востока, придавали огромное значение достойному погребению умершего. Библия неоднократно упоминает о страхе остаться непохороненным, и пророки не раз пугали грешников такой угрозой. Наиболее характерной для израильского периода усыпальницей была естественная или искусственная пещера близ города.

Тела усопших клали в каменные ниши, вырубленные вдоль стен погребальной камеры, или просто на пол. С течением времени, чтобы освободить место для новых погребений, кости складывали вдоль стен или переносили в боковые камеры – оссуарии.

Макет семейной усыпальницы Юстуса

Часть иудеев находилась под сильным влиянием греческой культуры, носила греческие имена, писала на греческом и даже создавала себе усыпальницы по образу мавзолея царя Мавсола, одного из чудес света в греческом городе Галикарнасе. Впрочем, постепенная эллинизация иудейской элиты не могла остановить стремление еврейского народа к независимости (как бы пафосно это ни звучало), и противостояние грекам, а затем римлянам длилось довольно долго.

В наказание за упорное сопротивление в 70 г. н.э. римляне разрушили Иерусалим. Но и это не остановило восставших. После жестокого подавления восстания 135 года римляне, понимая, что именно приверженность евреев иудаизму придает им силы для борьбы, постарались искоренить иудейскую веру.

Война унесла жизни многих евреев, бесчисленное количество было обращено в рабство или покинуло страну. Видные законоучители этого народа казнены. На земле обетованной началось запустение... Стремясь уничтожить всякое напоминание об Израиле, римляне изменили название территории на Сирия Палестина (в честь филистимлян, поверженных царем Давидом). На развалинах Иерусалима была основана римская колония Элия Капитолина. Казалось бы, об Иудейском царстве можно было забыть.

Однако религию этого народа уничтожить не удалось. Синедрион, высший религиозный орган иудеев, после нескольких переездов в конце II века н.э. нашел свое пристанище в Бет-Шеариме. Разумеется, это сразу же возвысило город над прочими иудейскими поселениями.

У фасада погребальной пещеры рабби Иуды ха-Наси

Чтобы войти в пещеру, придется согнуться в три погибели

Главой Синедриона в те годы был Иуда ха-Наси (он же Иегуда Ханаси, он же Патриарх или просто Ребе). Этот мудрец вошел в историю еврейского народа как создатель Мишны. Чтобы понять, что это такое, сделаем экскурс в историю иудаизма. Обратимся, так сказать, к первоисточникам.

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).

Моисей дважды восходил на Синай, каждый раз оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключённый завет: сотворил Золотого тельца и поклонялся ему как Богу. Моисей в гневе разбил скрижали и уничтожил идола. После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден скрывать его под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Микеланджело «Моисей с рогами лучами на голове»
Рим, Сан-Пьетро-ин-Винколи

Чтобы как-то объяснить столь долгое отсутствие Моисея, иудейские мудрецы предположили, что помимо Письменной Торы Господь дал Моисею какие-то устные инструкции. Это положение стало ключевым в ортодоксальном иудаизме, и содержание «Устной Торы» веками передавалось от поколения к поколению, не будучи записанным.

После разгрома, который римляне учинили на земле израилевой, и репрессий против иудейских мудрецов возникла опасность, что устное учение будет забыто. Ситуация усугублялась страшной эпидемией какой-то болезни (возможно, чумы), которая унесла жизнь многих учеников Раби Акивы. Именно он первым начал систематизацию всех постановлений Синедриона, но не успел закончить сей труд: после поражения восстания римляне предали его мучительной казни на ипподроме в Кейсарии.

Так или иначе, Синедрион принял решение записать "Устную Тору". За несколько десятков лет под руководством раввина Иуды ха-Наси был записан свод законов, их толкований и комментариев, который известен в настоящее время как Мишна. Источниками этой работы послужили трактаты, посвящённые богослужению в Иерусалимском Храме, толкование заповедей Торы, решения раввинских судов, выступающие в качестве прецедентов. В ряде случаев был подведен итог спорам законоучителей и вынесены окончательные решения по многим вопросам.

Дальнейшее развитие иудейского законодательства шло по пути составления комментариев к Мишне. Так появился Талмуд... Но об этом мы поговорим в свой черед.

Раввин был похоронен в Бет-Шеариме в 220 г. н.э. Многие евреи пожелали после смерти оказаться поближе к праведнику. Это сделало кладбище города огромным некрополем, возможно, одним из самых плотных погребальных сооружений в римском мире.

Предполагаемая могила раввина Иуды ха-Наси

* * *

Пещера Гробов

Рядом с погребальной пещерой Иуды ха-Наси находится сооружение с похожим фасадом. Это – так называемая Пещера Гробов. Здесь было найдено более сотни захоронений.

Способы погребения – самые разные: ниши, вырубленные в стенах, могилы в полу, большие каменные саркофаги, установленные вдоль пещер...

Заложенная гробница

Смысл еврейской традиции захоронений состоит в сохранении кости под названием "луз". Именно по ней праведный иудей будет восстановлен в Судный день. (Здесь передаем привет "Пятому элементу" и сцене восстановления Лилу по ДНК, извлеченному из уцелевшего фрагмента ее тела. Таки Люк Бессон тоже из наших?)

Тех бедных евреев, кто не заработал себе при жизни на индивидуальный саркофаг, хоронили так: тело умершего помешалось в пещеру на год, за это время плоть отделялась от костей, и по традиции считалось, что человек уже окончательно отошел в мир иной. Затем кости складывались в оссуарий, сделанный по берцовой кости, самой длинной в человеческом теле. И родственникам оставалось только молиться, чтобы в день Страшного суда Г-дь рассудил жизнь покойника как более-менее праведную: в иудаизме нет разделения загробной жизни на райскую или адскую. Здесь все просто: либо воскреснешь, либо нет.

Практически каждый саркофаг разбит средневековыми расхитителями гробниц. Часто, не имея сил поднять многотонную крышку, грабители просто выламывали угол.

Саркофаги украшены орнаментами из животного и растительного мира. Одна из популярных тем: львы, быки и орлы. Эти животные, между прочим, составляют знаменитый тетраморф, крылатое существо с четырьмя лицами из видения пророка Иезекииля.

Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый

Два льва лицом друг к другу с головой быка посередине

Эта тема имеет отношение не только к видениям пророка – ее истоки можно найти в Древней Греции. Возможно, она символизирует какую-то победу в аллегорической форме, возможно, какой-то ритуал. На ум приходит культ быка на Крите: население острова в ту эпоху было совсем не греческим, и предположение о том, что именно в противостоянии ахейцев и минойцев следует искать разгадку этой сцены, не кажется совсем уж фантастическим...

Кстати, есть мнение, что в известном скульптурном сюжете, где лев-стражник опирается лапой на шар, вместо шара должен быть другой предмет – голова быка.

Мунк "Крик"

Исследователи видят в погребальных орнаментах Бет-Шеарима сочетание восточно-римского классического искусства и народного творчества. Боюсь, что древнегреческий скульптор Пракситель, ставший примером для выдающихся художников эпохи Возрождения, зарыдал бы, увидев подобное "сочетание". Разве можно понять, что за животные изображены на этом саркофаге? Пчелы? Или это все те же львы с быком? Непонятно.

Весьма несимметричное расположение орнамента

Еще одна сцена охоты больше похожа на примитивную скальную живопись древних людей, нежели на скульптуру II века нашей эры – и это после эпохи расцвета античного искусства! Что тому причиной? – Иудейский запрет на изображение животных и людей, не давший зародиться своей скульптурной школе, обращение лучших из умельцев римлянами в рабство или монополия местной артели не самых искусных каменотесов: нравится – бери, не нравится – других мастеров у нас для вас нет!

Несколько проще дело обстоит с идентификацией круглого символа слева от сцены охоты. Скорее всего, это – этрог, брат лимона, цитрусовый плод, имеющий ритуальное значение в иудейских обрядах.

Среди прочих религиозных орнаментов обнаружены лулав (пальмовая ветвь), шофар (рог барана) и ковчег Торы.

«Мать всех менор»

Аварийный выход

Будто в противовес небрежному изображению животных удивляет проработка деталей каменных дверей, закрывающих вход в пещеры. Повешенные на реальные каменные петли, они отделяют мир живых от царства мертвых. Видно, что оформлению входа в усыпальницу придавалось колоссальное значение.

Иудейские камнерезы старательно имитируют замки, гвозди, ручки и прочие металлические элементы настоящих деревянных дверей – но только в камне.

Впрочем, эти искусные двери не смогли преградить вход алчным двуногим, в поисках наживы не останавливающимся ни перед религиозными запретами, ни перед физическими препятствиями.

Пещера "Пролома" названа так из-за дыры, пробитой расхитителями захоронений.

Неисследованная пещера

Количество погребальных пещер здесь огромно; многие, вероятно, до сих пор еще не обнаружены. Подтверждение тому – некрополь из шести пещер, найденный у подножия западной стороны холма в 2009 году. К сожалению, его посещение возможно только в составе экскурсии, и мы туда не попали. Что ж, будет повод вернуться сюда снова...

Пещера Лулава

На верхней балке, обрамляющей дверной проем, есть греческая надпись: «Боже, помни слугу твоего Саркадоса».

Вообще, в пещерах обнаружены сотни надписей: большинство на греческом, остальные на иврите, арамейском и его пальмирском диалекте. Здесь нашли свое последнее пристанище евреи из Сирии, Йемена, с финикийского побережья Средиземного моря и других отдаленных мест. Надписи повествуют о происхождении умершего, его профессии и родственных связях.

Пещера торговца тканями

После переезда Синедриона в Ципори в конце III века слава Бет-Шеарима угасла, однако погребение в местном некрополе продолжалось. Впрочем, не с такой уже помпой, как раньше: гробницы становятся проще, декоративного убранства все меньше. Лишь двери с характерной для этих мест проработкой деталей напоминают о былом величии.

Во время подавления очередного еврейского восстания против императора Констанция Галла в 351–352 годах Бет-Шеарим был разрушен. Землетрясение 386 года довершило гибель города.

Прошли годы. Пещеры скрылись под землей, а холмы покрылись растительностью. О знаменитом некогда кладбище надежно забыли – настолько, что могилу раби Иуды ха-Наси искали в Ципори, месте последнего пребывания Синедриона.

Но свято место пусто не бывает. Поселившиеся на этих землях бедуины назвали холм в честь мусульманского святого шейха Абрека. На его могиле воздвигнут двуглавый храм (макам), который до сих пор остается местом паломничества.

Вход в усыпальницу закрыт решеткой, однако можно подняться на крышу мавзолея.

Вид на окрестности

Древние захоронения в Бет-Шеариме обнаружил Александр Зайд. Выходец из Российской империи, он родился в 1886 году в городке Зима Иркутской губернии. Там же, по некоторым данным, родился поэт Евгений Евтушенко... Но вернемся к истории Александра Зайда.

Вид на памятник Александру Зайду с макама

Его отец, еврей из Вильно, был сослан за революционную деятельность в Сибирь. Мать Александра была из субботников (христиан-раскольников, соблюдающих шабат), её семья бежала в Сибирь, спасаясь от преследований. Она погибла от рук бандитов, когда Александру было 3 года. После этой трагедии отец с Александром вернулись в Вильно. Мальчику было 15 лет, когда отец его умер.

Александра увлекли идеи сионизма, и в 1904 году он перебрался в Палестину. Здесь вместе со своими единомышленниками Зайд создал подпольную организацию еврейской самообороны «Ха-Шомер». Через нее прошли многие израильские политические деятели – например, Давид Бен-Гурион, впоследствии объявивший о создании независимого государства.

В 1926 году Александр Зайд поселился на холме шейха Абрека в качестве охранника земель, принадлежащих Еврейскому национальному фонду. Десять лет спустя он случайно наткнулся на отверстие в одной из пещер и обнаружил древние артефакты. Так был открыт Бет-Шеарим.

Работа охранника еврейского поселения в те годы была полна опасностей. Недовольство арабов усилившейся еврейской эмиграцией из нацистской Германии вылилось в Арабское восстание, охватившее всю подмандатную Палестину. Пик противостояния пришелся на лето 1938 года. Именно тогда, во время несения дозора, Зайд погиб от рук арабов...

Памятник Александру Зайду – наверное, единственная конная статуя в Израиле, где иудаизм запрещает изображение людей и животных.

Памяти Александра Зайда

О, родная земля, ты сладка и горька.
Ветер трогает камни сухие…
Кровью я обручен с той землей на века –
На холмах Шейх-Абрек и Хартия.

Волны моря нам песни о жизни поют,
Солнце шлет нам лучи золотые,
Днем и ночью ты длишься, сыновний мой труд,
На холмах Шейх-Абрек и Хартия.

И оливы мне шепчут: «Да, это твой дом»,
Хору пляшут друзья и родные.
Каждый колос здесь мой, каждый камень знаком
На холмах Шейх-Абрек и Хартия!

Александр Пенн "Земля, Моя Земля"

Холмы Бет-Шеарима на фоне горы Кармель

На окраине Бет-Шеарима сохранился дом семьи Александра Зайда. Его внучка Тали Зайд проводит экскурсии "По следам Александра Зайда".
Тел.: 050-6848105


Справочно:

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Израиле:
- Старый город в Иерусалиме;
- Крепость Масада;
- Старый город в Акко;
- Белый город Тель-Авива;
- «Библейские холмы»: Мегиддо, Хацор, Беэр-Шева;
- «Дорога благовоний»: города в пустыне Негев;
- Святые места Бахаи в Хайфе и на западе Галилеи;
- Пещеры Нахаль-Меарот;
- Пещеры Мареша и Бет-Гуврин;
- и, конечно же, некрополь Бет-Шеарим.


Книжный магазин в Хайфе


Заметки по теме:

Мавзолей в Галикарнасе;

Катакомбы Аппиевой дороги;

Мраморные карьеры Каррары;

Лабиринт. Подземные галереи Будапешта.


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика